Агрессия в семейных отношениях.
Конфликтные отношения в семье.
См. «Рисунок человека» разделы - «Эмоциональные особенности», «Сфера общения» + «Рисунок семьи» - раздел «Нарушение эмоциональных контактов».
См. «Рисунок человека» раздел - «Сфера социальных отношений»
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими.
Теплов Б. М. предложил три эмпирических признака способностей:
1. это индивидуальная психологическая особенность, отличающая одного человека от другого;
2. только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности;
3. способности не связанные со знаниями, умениями и навыками, выработанные человеком, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту приобретения ЗУН.
По Теплову Б. М. и другим психологам, способности тесно связаны с задатками. Задатки - это врождённые физиологические особенности человека, которые являются основой для развития способностей и которые формируются и развиваются в деятельности.
|
|
Классификация способностей («Педагогика и психология» под редакцией Радугина А. А., М., 1997 г.):
1. природные (естественные) – формируются на базе задатков, через механизм научения типа условно-рефлекторных связей – характерны для всех видов живых существ;
2. специфические человеческие способности
общие - умственные; развитие памяти и речи; двигательные; сенсорные;
специальные – математические; технические; литературно-лингвинистические; художественные; творческие; спортивные и др.;
теоретические – при доминирующем абстрактно-аналитическом мышлении;
практические – конкретно практические действия;
учебные – успешность усвоения ЗУН;
творческие – создание нового;
коммуникативные – способности к общению, взаимодействию с людьми;
предметно-деятельностные – успешность взаимодействия в профессиональных сферах человек – человек; человек – природа; человек – техника, человек – художественный образ; человек - знаковая система.
Большинство психологов классифицируют способности только на две группы: общие и специальные. К общим способностям относят интеллект и креативность, а к специальным: сенсорные, моторные, технические, профессионализированные.
Методологические проблемы диагностики способностей. Эти проблемы, в первую очередь, вызваны следующими причинами: 1) запросами практики обучения и воспитания детей; 2) признания факта, что традиционные тесты интеллекта сосредоточены, прежде всего, на изучении академических способностей (числовые, вербальные и т. д.).
|
|
Кроме этого, существует психологическая проблема диагностики способностей. Область применения тестов интеллекта, которые применялись ранее, ограничена, и необходимо более точно обозначать измеряемое ими. Многие тесты изучают комбинацию способностей необходимых в обучении. Тесты специальных способностей необходимы при профориентации, распределении промышленного и военного персонала (технические, музыкальные, художественные, канцелярские, военные способности). «Тесты способностей» - это тесты измеряющие простые способности; «тесты интеллекта» - обычно объединяют разнородные серии тестов, дающий один суммарный показатель, например IQ.
Методы диагностики общих способностей – это диагностика уровня интеллекта или общей творческой способности (креативности).