Бюджетная система РФ. Бюджет является формой образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджет является формой образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, для реализации фи­нансовой политики государства. Бюджет — основной инструмент про­верки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов.

Бюджет можно также рассматривать как систему экономических от­ношений, на базе которой осуществляется планирование доходов и рас­ходов государства. В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая подлежит последующему перераспре­делению. Федеральные, региональные и местные органы власти через механизмы бюджетных отношений получают в свое распоряжение опре­деленную часть перераспределенного национального дохода, которая на­правляется на строго определенные цели в зависимости от разграниче­ния функций между уровнями управления.

Бюджет как финансовый документ представляет собой смету дохо­дов и расходов на определенный период, чаще всего на год, в которой определены источники поступления доходов и каналы расходования средств. Доходы государственного бюджета формируются за счет нало­гов, сборов, обязательных платежей. Расходование средств государствен­ного бюджета осуществляется по следующим направлениям: финансиро­вание социально-экономических программ, финансирование социальной и экономической инфраструктуры, т. е. финансовое обеспечение оборо­носпособности страны, здравоохранения и образования, науки и др.

Сущность и функции бюджета определяются особенностями полити­ческого строя и социально-экономической системы. В условиях рыноч­ной экономики усиливается социальная направленность бюджета, что выражается в его ориентации на реализацию программ по повышению защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кри­зисных явлений.

Бюджет представляет систему экономических отношений между госу­дарством, экономическими субъектами и населением. При помощи бюд­жета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Госу­дарство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социаль­ной политики.

Основными функциями государственного бюджета являются:

1) государственное регулирование экономических и социальных про­цессов в стране посредством финансовых механизмов;

2) перераспределение национального дохода по территории и по сфе­рам народного хозяйства;

3) контроль образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Основным документом, регулирующим бюджетные отношения в стра­не, является Бюджетный кодекс РФ. В Бюджетном кодексе РФ бюджет представлен как многогранная экономическая категория, охватывающая такие аспекты, как источники формирования бюджета, формы движения бюджетных средств, специфические общественные отношения, составля­ющие суть этих процессов.

Бюджет также может рассматриваться как финансовый баланс стра­ны (региона, муниципального образования), представляющий собой юридически оформленный документ, который формируется и испол­няется в установленном порядке. Составление бюджета и контроль его исполнения находятся в исключительной компетенции государствен­ных федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Механизм функционирования бюджетов разных уровней раскры­вается в понятии «бюджетное устройство», под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, ее струк­тура, взаимосвязь между отдельными Звеньями. Бюджетное устрой­ство основывается на следующих принципах:

2. единство бюджетной системы РФ, которое означает единство правовой базы, принципов организации и функционирования бюд­жетной системы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ;

3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной си­стемы РФ, означающее закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами госу­дарственной власти РФ, ее субъектами и органами местного само­управления;

1. самостоятельность бюджетов, которая предполагает право субъек­тов бюджетных отношений самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня;

2. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий в соответствии с едиными принципами и требованиями;

3. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов, означающая, что все до­ходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные по­ступления, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

4. сбалансированность бюджета, означающая, что объем предусмот­ренных расходов должен соответствовать суммарному объему до­ходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

5. эффективность и экономность использования бюджетных средств, означающие, что при составлении и исполнении бюджетов уполно­моченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с исполь­зованием наименьшего объема средств;

6. общее (совокупное) покрытие расходов, предполагающее по­крытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита;

7. гласность, означающая: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обя­зательную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюд­жетов и др.;

1. достоверность бюджета, предусматривающая полное соответствие представленной в документах финансовой информации действи­тельным фактам и явлениям в финансовой сфере;

2. адресность и целевой характер бюджетных средств, означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрет­ных получателей бюджетных средств с обозначением реальных целей, на финансирование которых эти средства направляются.

Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономи­ческих отношениях и государственном устройстве РФ, регулируе­мая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов.

Федеральный бюджет представляет форму образования и расхо­дования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) является формой образования и расхо­дования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образо­вания и расходования денежных средств, предназначенных для обес­печения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюд­жет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюдже­ты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Таким образом, консолидированный бюджет представляет собой свод бюдже­тов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей терри­тории.

В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодатель­ство РФ, в составе которого представлены: Бюджетный кодекс РФ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы о федераль­ном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюдже­тах субъектов РФ на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иные федеральные законы, зако­ны субъектов РФ и нормативные прайовые акты представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ — это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных правоотношений, устанавливающий об­щие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного про­цесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Правовое регулирование бюджетных отношений и бюджетная по­литика государства должны соответствовать целям финансовой по­литики государства. Под бюджетной политикой понимаются формы и методы мобилизации финансовых ресурсов и их распределения. Важной задачей является обеспечение сбалансированности бюдже­тов всех уровней и повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Необходимыми условиями для решения этой задачи являются: 1) обеспечение согласованности между обязатель­ствами и финансовыми ресурсами; 2) обеспечение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях; 3) совершенствование порядка финансирования расходов за счет средств федерального бюджета; 4) оптимизация контроля обязательств бюджетных учреждений; 5) по­вышение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фон­дов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: