double arrow

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включает 5 групп:

Ι. Военные расходы

- прямые

включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание блоков НАТО.

- косвенные

к ним относится часть %, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а так же военные расходы, которые проходят по статье гражданских ведомств.

ΙΙ. Расходы по вмешательству в экономику

Государственные расходы оказывают стимулирующие воздействие на развитие экономики страны. К ним относятся затраты на научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку с/х, государственных отраслей экономики, на стимулирование экспорта. Особое место в эти расходах занимают НИОКР, они составляют от 50%-70% от всех затрат по вмешательству в экономику.

ΙΙΙ. Расходы на государственный аппарат управления

Затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, министерств, ведомств. В отдельных странах (Великобритания и Бельгия) выделяются средства на содержание королевской семьи или императора Японии. В целом расходы на содержание государственного аппарата управления составляют около 4%-5% от общей суммы.

ΙV. Затраты на социальные цели

Расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование, социальное обеспечение. В зарубежных странах на полном социальном обеспечении находятся только начальные школы. В США в системе средней школы значительный удельный вес занимает частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки общающихся. За обучение в наиболее известных учебных заведениях, например в США стоит 100 тыс.$ в год.

В Германии все виды образования – платные.

В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь путем уплаты страховых взносов. В Великобритании, Франции, Германии – все виды медицинской помощи бесплатные.

V. Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам

Наибольшее количество субсидий предоставляет США. Помимо экономических факторов, эта помощь определяется политическими событиями. Она (помощь) включает как кредитование на льготных условиях, продажа оружия, безвозмездная военная помощь в форме субсидий.

Бюджетный год – период времени, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом. Например в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии – бюджетный год совпадает с календарным.

В Великобритании, Канаде, Японии – бюджетный год начинается с 1 апреля и кончается 31 марта. В США соответственно 1 октября по 30 сентября.

Такая разница объясняется исторически-сложившимися практиками и сроками созыва парламента.

Бюджетные доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования денежного фонда страны. Под доходами бюд­жета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в рас­поряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в форме налоговых и неналоговых поступле­ний, а также безвозмездных перечислений.

Все виды доходов подразделяются на две группы — налоговые и не­налоговые. К налоговым доходам относятся предусмотренные налого­вым законодательством федеральные налоги, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также таможенные пошлины, таможен­ные сборы и иные таможенные платежи.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ содержится следующее определе­ние налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуаль­но-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления денеж­ных средств в целях финансового обеспечения деятельности госу­дарства и (или) муниципальных образований».

Под сбором, как определено в НК РФ, «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого яв­ляется одним из условий совершения в отношении плательщиков сбо­ров государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юриди­чески значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Эти формулировки подвергаются критике со стороны ученых и финансистов-практиков.

Различают следующие функции налогов: фискальная, распредели­тельная, регулирующая, контрольная и др.

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (по­доходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обра­щение и потребление).

По объекту обложения выделяют налоги: с дохода, с имущества, за выполнение определенных действий, рентные, на потребление, на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу.

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: от­носимые на увеличение цены товара (работы, услуги); относимые на себестоимость продукции; относимые на финансовые результаты, упла­чиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налого­обложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

По характеру использования можно выделить общие налоги (кото­рые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, це­левые (поступающие во внебюджетные фонды).

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и не­регулярными.

Налоговая система строится на основании следующих принципов на­логообложения: обязательности, справедливости, определенности, при­вилегированности плательщиков, экономичности, пропорциональности, эластичности, однократности налогообложения, стабильности, оптималь­ности, стоимостного выражения, единства.

Указанные принципы являются едиными, независимо от вида на­лога. В РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федераль­ные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные на­логи и сборы) и местные налоги и сборы.

К федеральным относятся налоги и сборы, которые устанавливают­ся НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В их состав входят: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на при­быль организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджет­ные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и тамо­женные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; вод­ный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам от­носятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; до­рожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; регио­нальные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ норма­тивными правовыми актами представительных органов местного само­управления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся. земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекла­му; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

Проводимая в стране налоговая реформа направлена на создание такой модели налогообложения, которая обеспечила бы оптимизацию соотношения между двумя функциями налогов — фискальной и эко­номического регулирования и, соответственно, способствовала бы устойчивому экономическому росту. Для этого необходимо продол­жить снижение налогового бремени, упростить механизмы налогооб­ложения и саму налоговую систему, повысить качество налогового ад­министрирования при снижении его «затратоемкости».

Кроме налоговых поступлений в бюджет поступают также ненало­говые доходы, к которым относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности, после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждени­ями, находящимися в ведении соответственно федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о нало­гах и сборах;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, по­лученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

4) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов дру­гих уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, и иные неналоговые доходы.

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на фи­нансовое обеспечение задач и функций государства и местного само­управления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормати­вах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуп­равления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увели­чивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, му­ниципальных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюд­жетов на текущие и капитальные устанавливается экономической клас­сификацией расходов бюджетов РФ.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных креди­тов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджет­ных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в со­ставе расходов бюджетов со знаком «минус».

Капитальные расходы бюджетов — это часть расходов бюджетов, обес­печивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включа­ющая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой средства, предоставляемые в качестве бюд­жетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы. связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществ­лении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных обра­зований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификациейрасходов бюд­жетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформиро­вавБюджет развития. Порядок и условия формирования Бюджета развития определяются федеральным законом. С его помощью госу­дарство стимулирует привлечение и дополнение к средствам феде­рального бюджета денежных ресурсов частных инвесторов и инвести­ционных институтов. Источниками формирования Бюджета развития являются:

· иностранные кредиты год гарантии Правительства РФ;

· инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и раз­вития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

· средства от приватизации;

4)средства от источников внутреннего заимствования.

Текущими расходами бюджетов является часть расходов бюдже­тов, обеспечивающая текущее функционирование органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных уч­реждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотации, субсидий и суб­венций на текущее функционирование, а также другие расходы бюд­жетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюд­жетной классификацией РФ.

В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из кото­рых относится к числу защищенных статей. Защищенными называются статьи бюджета, не подлежащие секвестированию, т. с. сокращению в случае повышения предельного размерадефицита бюджета. Защищен­ными статьями бюджета являются:

1. заработная плата с начислениями;

2. Пенсии,стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению;

3. расходы па питание и лечебно-профилактических учреждениях, домах инвалидов, детских домах, школах, детских дошкольных учреждениях и т. п.;

1. приобретение медикаментов и перевязочных средств;

2. компенсации за продовольственное обеспечение;

3. оплата коммунальных услуг и др.

В расходной части бюджетов всех уровнен бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнитель­ной власти и органов местногосамоуправления, размер которых в фе­деральном бюджете не может превышать 3% от суммы утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов пред­назначены на финансирование непредвиденных расходов. Порядок их расходования устанавливается нормативно-правовыми актами Прави­тельства РФ, органов Исполнительнойвласти субъектов РФ или орга­нов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусмат­ривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не бо­лее \% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства это­го фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Прези­дента РФ.

Проблема формирования структуры расходов бюджета является од­ной из наиболее острых и дискуссионных. При обсуждении любой ста­тьи расходов заинтересованная сторона неизменно оценивает выделяе­мые бюджетные средства как недостаточные. Так, например, специалисты в области ЭКОЛОГИИутверждают, что при бюджетных ассигнованиях, вы­деляемых на охрану окружающей среды в размере 0,2% от общего объема расходов бюджета, остается не обеспеченным финансовыми ресурсами ряд разделов федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.».

Особенно много острых дискуссий связано с созданием и использо­ванием Стабилизационного фонда, назначение которого — способство­вать укреплению рубля, ограничивать рост инфляции, быть резервом на случаи падения мировых цен на нефть. Например, позиция Мини­стерства финансов состоит в том, что Стабилизационный фонд должен накапливаться, его объемы не должны меняться в зависимости от по­явления острых конъюнктурных проблем и его средства не следует тратить на непропентные расходы. Позиция Министерства экономи­ческого развития и торговли имеет другую направленность — неисполь­зование средств фонда создает риск роста инфляции и нарушения мак­роэкономической стабильности, поэтому предлагается, в частности, средства Стабилизационного фонда использовать при финансировании больших государственных проектов, в частности — инфраструктурных, транспортных.

Оценивая общую ситуацию в области расходования бюджетных средств, мы должны признать, что эффективность расходов бюджетов всех уровней остается недостаточной. В связи с этим актуальной зада­чей является совершенствование методов финансирования в направ­лении их ориентации на результат. Необходимо также более строго контролировать целевое использование бюджетных средств. Получе­нию своевременной и достоверной информации, ее качественному ана­лизу способствует использование электронных технологий. Наиболее эффективно указанные задачи могут быть решены в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия», предусматри­вающей разработку проектов в области автоматизации сферы государ­ственного управления, что в конечном итоге в отдаленной перспективе связано с созданием модели «электронного правительства». В качестве одной из предпосылок совершенствования управления бюджетными расходами мог бы быть использован контроллинг как метод системного информационно-аналитического сопровождения принятия решений в финансово-экономической сфере.

Осуществление расходов бюджета достигается в форме бюджетного фи­нансирования, т. е. системы предоставления денежных средств предпри­ятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюд­жетом.

Бюджетное финансирование базируется на специальных методах, фор­мах предоставления бюджетных средств, на определенных принципах. К важнейшим принципам бюджетного финансирования относятся:

1) строго целевое использование бюджетных ассигнований;

2) предоставление бюджетных средств только в меру использова­ния ранее выделенных ассигнований;

3) безвозвратность бюджетных ассигнований;

4) бесплатность бюджетных ассигнований;

5) обеспечение расходов соответствующими доходными источниками;

6) четкое разграничение расходных обязательств между бюджета­ми всех уровней;

7) эффективность бюджетных расходов.

В целях более полной реализации последнего принципа необходимо приступить к решению таких задач, как переход на финансирование, ос­нованное на среднесрочном финансовом планировании, внедрение меха­низмов управления результатами, повышение самостоятельности и ответ­ственности администраторов бюджетных средств.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1)сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение кото­рых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансиро­вания имеет сметное финансирование государством сферы социаль­ного обеспечения, образования, культуры, искусства, здравоохране­ния, физической культуры и спорта. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, разра­батываемых для каждого бюджетного учреждения, на основе утверж­денных норм расходов на одну счетную единицу.

Другим методом финансирования являются программные бюджет­ные финансирования, которые широко используются применительно к научным учреждениям. В соответствии с этим методом объем выде­ляемых средств определяется Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными.

Важным направлением бюджетных расходов является финансиро­вание капитальных вложений в создание новых, расширение, рекон­струкцию, техническое перевооружение действующих основных фон­дов производственного и непроизводственного назначения.

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государ­ственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ вы­писки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объ­емов капиталовложений и государственные контракты на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государ­ственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисле­ния средств после утверждения объемов централизованных капита­ловложений и перечня строек для федеральных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: