а) договор перевозки грузов;
б) договор перевозки пассажиров;
в) договор транспортной эксплуатации;
Регулируется:
1) самые основные вопросы транспортных договоров- ГК РФ;
2) транспортным уставом дорог 1998 (ТУЖД);
3) уставом внутреннего водного транспорта (УВВТ) -1955 г, в редакции 1988 г;
4) кодексом мореплавания РФ от 30 апр. 1999;
5) уставом автомобильного транспорта (УАТ) -1969 г, в редакции 1991 г;
Претензионно- исковая работа по перевозкам -
(т.е до подачи заявления в суд обязательное предъявление перевозчику письменной
претензии).
Порядок предъявления претензий: (багаж, груз).
1) при перевозке грузов претензии должны предъявляться перевозчику,
осуществляющему перевозку, а не к ж/дорожному или автомобильному
транспортному -перевозчику выдавшему груз в пункте назначения;
2) по общему правилу претензии должны предъявляться по каждой отправке с
приложением подлинного транспортного документа.
Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного
отклонения претензии грузовладельца или неполучения ответа перевозчика в течение 30 дней;
|
|
К перевозкам грузов и пассажиров также применяются нормы:
1) закона РФ «Официальном ж/дорожном транспорте» от 25 авг.1955г;
2) закона РФ «О защите прав потребителей» в ред. 21 янв. 2004г.
И другие норм.- правовые акты.
Договор перевозки пассажиров -
По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется заплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Отличительные пункты Д. перевозки пассажиров.
1) Д. является 2-х сторонним, возмездным;
2) Факт оплаты проезда подтверждается выдачей билета установленной формы, а
сдача багажа - багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при
учете багажной квитанции- багаж выдается на основании письменного заявления
пассажира;
3) Перевозчик обязан предоставить место пассажиру согласно купленному билету
либо др. место с согласия пассажира;
4) Пассажир вправе продлить срок годности багажа в следствии болезни возвратить
билет с получением назад его стоимости с вычетом установленного сбора;
5) Пассажир вправе делать остановку в пути следования;
6) Пассажир вправе перевозить с собой ручную кладь весом не выше установленного
кодексами, уставами и правилами перевозок;
7) при утер багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за
его провоз плату;
8) за просрочку доставки багажа перевозчик выплачивает законную неустойку;
|
|
9) при наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку
отправления и прибытия пассажира в пункт назначения(кроме перевоз в
городском и пригородном сообщении);
10) к отношениям по перевозке пассажиров принимаются нормы закона РФ «О
защите прав потребителя» (в том числе возможность компенсации морального
вреда - ст. 15 закона);
11) в случае причинения вреда жизни или здоровья пассажира перевозчик несет
ответственность по правилам гл.59 ГК РФ «обязательства в следствии причинения
вреда; то есть вне зависимости от вины.
Сроки исковой давности:
1) по требованиям из перевозки - 1 год с момента отклонения претензий или
неполучения ответа на нее;
2) срок заявления претензии - 6 месяц (по штрафам - 45 дней);
3) для претензий из перевозки багажа срок исковой давности - 2
месяца;
4) при причинении вреда жизни и здоровья 3 года;
5) срок исковой давности по требованиям перевозчиков и пассажиров - 6 месяцев.
Кредитно-расчетные обязательства и их виды.