Формы государственного управления

Методы государственного управления

Органы государственного управления, наряду с рекомендациями, советами используют методы непосредственных предписаний и государственного принуждения. Одним из таких методов является государственный заказ.

Государственный заказ – это инструмент осуществления бюджетных программ, который позволяет:

- Рациональной использовать бюджетные средства и обеспечивать государственные потребности;

- Стимулировать платежеспособный спрос государства.

- Содействовать эффективному развитию различных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры.

Государственные заказы призваны обеспечивать как федеральные, так и региональные нужды (государственные нужды).

Государственные нужды – это потребности в продукции необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны, безопасности страны, для реализации целевых программ, а так же поставки материальных ценностей в государственный резерв.

В регулировании отношений, связанных с государственным заказом, можно выделить следующие моменты:

1. Заказы формируются, размещаются и исполняются на контрактной основе.

2. Размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

3. Финансовые ресурсы выделяются государственному заказчику в основном из средств бюджетов (федерального, регионального).

4. Заказы размещаются путем закрытых или открытых торгов, конкурсов и аукционов.

5. Для предприятий–монополистов заключение государственных контрактов на государственные заказы является обязательным.

6. Гарантом обязательств государственного заказчика выступают органы исполнительной власти (Федерального – Правительство РФ, субъекта - администрация).

Наиболее используемыми формами государственного управления являются:

1. Государственные контракты.

2. Государственные программы.

3. Регистрация.

4. Лицензирование.

Государственный контракт – это одна из форм реализации государственных заказов. Их особенностями являются:

- Одной из сторон государственного контракта является государство в лице уполномоченного органа.

- Государственные контракты заключаются в интересах государства и не преследуют коммерческих целей.

- В некоторых случаях его заключение обязательно.

- Государственный заказчик выступает обязательной стороной, как перед государством, так и перед исполнителем заказа.

За невыполнение государственного заказа могут быть применены различные санкции.

Государственные программы – это политико-правовые акты, имеющие юридическое значение. Государственные программы являются служебными документы, в которых воплощены концепции, регулирующие деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Считается, что посредством государственных программ осуществляется целевое управление различными сферами жизни общества.

Соотношение между программами может быть иерархичным:

- Федеральная целевая программа.

- Региональная целевая программа.

- Специализированная целевая программа.

Как правило, в государственных целевых программах предусматривается:

- Решение приоритетных оборонных, социально-экономических задач.

- Комплексность и экономическая безопасность реализуемых мероприятий.

- Согласованность решений федеральных и региональных задач.

- Достижение определенного результата в установленные сроки.

По целевым программам осуществляется целевое финансирование и государственный контроль за расходованием средств.

Возможно долевое государственно-коммерческое финансирование, при этом государство должно не вмешиваться в деятельность коммерческих инвесторов, содействовать созданию более эффективной законодательной базы для их активного участия. Наряду с государственными программами в управлении различными сторонами жизнедеятельности общества используются доктрины.

Доктрины – это документы государственных органов, воплощающие теоретические обоснования основных направлений и содержания государственной деятельности.

Утвержденные государственными органами, они приобретают характер документов, имеющих юридическое значение, например, военная доктрина.

Регистрация – выделяют следующие виды регистраций:

- Регистрация документов органов исполнительной власти;

- Регистрация беженцев;

- Регистрация безработицы;

- Регистрация лиц, страдающих определенными заболеваниями;

- Регистрация граждан, проживающих не по месту своего основного жительства.

Регистрация необходима в первую очередь для учета и признания юридической силы дела.

Лицензирование – это процесс выдачи специального разрешения (лицензии), уполномоченными на то органами исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.

Лицензирование регламентируется нормами ряда законодательных актов, указами Президента и т.д. Этими же документами предусмотрены случаи, когда действие лицензии может быть приостановлено, или же лицензии могут быть аннулированы органами, уполномоченными на лицензирование соответствующих видов деятельности. Решения этих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: