Методы государственного управления
Органы государственного управления, наряду с рекомендациями, советами используют методы непосредственных предписаний и государственного принуждения. Одним из таких методов является государственный заказ.
Государственный заказ – это инструмент осуществления бюджетных программ, который позволяет:
- Рациональной использовать бюджетные средства и обеспечивать государственные потребности;
- Стимулировать платежеспособный спрос государства.
- Содействовать эффективному развитию различных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры.
Государственные заказы призваны обеспечивать как федеральные, так и региональные нужды (государственные нужды).
Государственные нужды – это потребности в продукции необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны, безопасности страны, для реализации целевых программ, а так же поставки материальных ценностей в государственный резерв.
|
|
В регулировании отношений, связанных с государственным заказом, можно выделить следующие моменты:
1. Заказы формируются, размещаются и исполняются на контрактной основе.
2. Размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
3. Финансовые ресурсы выделяются государственному заказчику в основном из средств бюджетов (федерального, регионального).
4. Заказы размещаются путем закрытых или открытых торгов, конкурсов и аукционов.
5. Для предприятий–монополистов заключение государственных контрактов на государственные заказы является обязательным.
6. Гарантом обязательств государственного заказчика выступают органы исполнительной власти (Федерального – Правительство РФ, субъекта - администрация).
Наиболее используемыми формами государственного управления являются:
1. Государственные контракты.
2. Государственные программы.
3. Регистрация.
4. Лицензирование.
Государственный контракт – это одна из форм реализации государственных заказов. Их особенностями являются:
- Одной из сторон государственного контракта является государство в лице уполномоченного органа.
- Государственные контракты заключаются в интересах государства и не преследуют коммерческих целей.
- В некоторых случаях его заключение обязательно.
- Государственный заказчик выступает обязательной стороной, как перед государством, так и перед исполнителем заказа.
За невыполнение государственного заказа могут быть применены различные санкции.
Государственные программы – это политико-правовые акты, имеющие юридическое значение. Государственные программы являются служебными документы, в которых воплощены концепции, регулирующие деятельность субъектов, причастных к их разработке и реализации. Считается, что посредством государственных программ осуществляется целевое управление различными сферами жизни общества.
|
|
Соотношение между программами может быть иерархичным:
- Федеральная целевая программа.
- Региональная целевая программа.
- Специализированная целевая программа.
Как правило, в государственных целевых программах предусматривается:
- Решение приоритетных оборонных, социально-экономических задач.
- Комплексность и экономическая безопасность реализуемых мероприятий.
- Согласованность решений федеральных и региональных задач.
- Достижение определенного результата в установленные сроки.
По целевым программам осуществляется целевое финансирование и государственный контроль за расходованием средств.
Возможно долевое государственно-коммерческое финансирование, при этом государство должно не вмешиваться в деятельность коммерческих инвесторов, содействовать созданию более эффективной законодательной базы для их активного участия. Наряду с государственными программами в управлении различными сторонами жизнедеятельности общества используются доктрины.
Доктрины – это документы государственных органов, воплощающие теоретические обоснования основных направлений и содержания государственной деятельности.
Утвержденные государственными органами, они приобретают характер документов, имеющих юридическое значение, например, военная доктрина.
Регистрация – выделяют следующие виды регистраций:
- Регистрация документов органов исполнительной власти;
- Регистрация беженцев;
- Регистрация безработицы;
- Регистрация лиц, страдающих определенными заболеваниями;
- Регистрация граждан, проживающих не по месту своего основного жительства.
Регистрация необходима в первую очередь для учета и признания юридической силы дела.
Лицензирование – это процесс выдачи специального разрешения (лицензии), уполномоченными на то органами исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.
Лицензирование регламентируется нормами ряда законодательных актов, указами Президента и т.д. Этими же документами предусмотрены случаи, когда действие лицензии может быть приостановлено, или же лицензии могут быть аннулированы органами, уполномоченными на лицензирование соответствующих видов деятельности. Решения этих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.