Цветность Уровень освещенности, лк

красноватая теплая относительно низкий (до 150)

тепло-белая средний (500-1000)

холодно-белая высокий (более 1000).

Отдельные рекомендации:

· При одинаковой освещенности теплый свет воспринимается светлее, чем хо­лодный.

· При слабом освещении все цвета различаются хуже и воспринимаются менее насыщенными («эффект сумеречного зрения»).

· При повышении уровней освещенности увеличивается число разли­чае­мых цветовых оттенков.

· При очень сильном освещении цвета воспринимаются менее насыщенными и «разбелёнными».

· При изменении спектрального состава освещения визуально воспринимаемые различия между одними цветами усиливаются, а между другими ослабевают. Например, при желтоватом освещении, создаваемом лампами накаливания, синие и зелёные цветовые тона различаются хуже, чем красные и оранжевые, а при синеватом освещении в пасмурную погоду, наоборот, хуже различаются красные и оранжевые цветовые тона.

· Цвета теплой тональности (желтые, коричневые, оранжевые, крас­ные) вы­игрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.

Метамеризм. Существует явление, которое имеет большое значение при оценке соответствия двух образцов цвета при разных источниках освещения или двумя разными экспер­тами. Напри­мер, одному наблюда­телю два предмета могут показаться одинако­выми по цвету, а для другого они бу­дут различными даже при том же самом источ­нике освещения. Либо может не сохраня­ется ра­венство двух цветов для од­ного и того же наблюдателя при переходе к дру­гому ис­точнику освещения. Это явление метамеризма, при котором два цвета, так называемая метамерная пара, при данных условиях освещения и для данного на­блюдателя обнаруживают равенство или сильное сходство, но при изменении осве­щения или наблюдателя показывают различие в цвете (рис. 9.1)..

(а)

Рис. 9.1 При переходе от дневного света D65 (а) к свету лампы накаливания (источник A) равенство двух образцов голубого цвета нарушается (б)

Понятие метамеризма свя­зано с двумя и более образцами и их сравне­нием ме­жду собой. Многие ошибочно считают метамеризмом свойство од­ного об­разца ме­нять свой цвет при смене источника освещения. Однако это свойство называется цветовым непостоянством (color inconstancy). Цветовое непостоян­ство отражает за­висимость цвета од­ного образца от смены источ­ника освеще­ния, а метамеризм – из­менение сте­пени соответствия друг другу двух и более образцов при смене источ­ника ос­вещения (или наблюдателя).

Оба явления, метамеризм и цветовое не­постоянство, являются следст­вием того, что при визуальном наблюдении на цвет исследуемых объектов влияет цвет­ность источника освещения или различие в восприятии цвета на­блюдате­лей, а в расчете координат цвета принимает участие кривая спек­трального рас­пределения энергии источника освеще­ния и несколько разли­чающиеся функ­ции стандартных колори­метрических наблюдателей. Из этого следует, что при смене источника ос­вещения образец может изменить свои координаты цвета, а у метамерной пары рав­ные коор­ди­наты становятся не­равными. Одним из при­знаков возможного метамеризма при равных значе­ниях ко­ординат цвета при одном источнике освещения является различие в спектрах отражения. Очень часто спектральные кривые метамерных цветов пересека­ются, по крайней мере, в трех точках (рис. 9.2).

Рис. 9.2 Иллюстрация явления метамеризма – спектры метамерных образ­цов

Степень метамеризма показывает, насколько сильно будут различаться мета­мерные образцы при смене источника освещения. Количественным вы­ра­жением степени метамеризма является индекс метамеризма MI, опре­де­ляю­щий ожидаемое отклонение цвета испытуемого образца от стандарт­ного, которое насту­пит при изменении осве­щения или наблюда­теля. Он равен цветовому различию ΔЕ между ко­ординатами цвета метамерной пары при замене ис­точника освещения. Индекс цве­тового непо­стоянства – это раз­личие между координатами цвета одного образца при разных ис­точниках ос­вещения.

Индекс метаме­ризма относится к двум конкретным условиям наблюде­ния; обычно используют ус­ловия D65/10 (дневной свет/десятиградусный на­блюда­тель) и А/10 (лампа накаливания/десятиградусный наблюдатель): MI = ΔЕ (D65/10) + ΔЕ (А/10).

При работе с цветом колористам, технологам, дизайнерам следует обязательно пом­нить о возможности метаме­рного равенства цветов. В частности, при воспро­изведении цвета с использованием иных пигментов, нежели в эталоне, всегда существует веро­ятность встретиться с этим эффектом. Также при подборе разных материалов в одном изделии дизайнер всегда должен иметь ввиду возможность изменения цветового впечатления от смены источника освещения. Обычно основным ис­точником света, при котором следует проводить цветовую подгонку, является источник D65 (дневной рассеянный свет). В качестве источника света для оценки возможного метаме­ризма желательно использовать источник, наиболее близкий к условиям осве­щения готовых изделий. При отсутствии информации о таком освещении, оценку степени метамеризма проводят при стандартном источнике света А (свет лампы накаливания). Если и при нем равенство цветов сохраняется, оно не является метамерным. В отдельных случаях к этим двум источникам добавляют и лампу TL84 (стандартный источник F11) и проводят визуальное сравнение (или расчет цветовых различий по стандарту на измерение цвета) для всех трех источников.


* Часть пространства, ограниченная конической поверхностью, называется те­лесным углом. Телесный угол измеряется отношением, где S – площадь части поверх­ности сферы радиусом R, на которую опирается данный угол. Единицей из­мерения телесного угла служит стерадиан (ср). Стерадиан равен телесному углу с вершиной в центре сферы, вырезающему на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы. Полный пространственный угол ра­вен 4 p ср.

* Изучать метод после освоения основ колориметрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: