Фирма - это организация, владеющая одним несколькими предприятиями и использующая ресурсы производства товара или услуги с целью получения прибыли.
Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает. Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трасакционными.
Термин «трансакционные издержки» впервые применил лауреат Нобелевской премии Р.Коуз в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории.
Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, ведения переговоров, разработки системы стандартов и контроля над ней...
Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле.
|
|
В западной экономической литературе существует целый ряд теории фирмы, в каждой из них по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом - дохода.
Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.
ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Существуют два пути роста: внутренний и внешний.
Внутренние источники роста:
-нераспределенная прибыль, которая возвращается в производство;
-выпуск акций.
Внешние источники роста:
-заемные средства, взятые у банка;
-слияние, т.е. объединение двух и более компаний;
-поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Слияния и поглощение осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, которая означает объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами.
|
|
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии.
Стратегия - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Различают два типа стратегии:
1.Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
2.Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет нововведений освоения и заполнения рыночной ниши.