Вопросы. Лекция 5 Профессиональный портрет социального педагога

Лекция 5 Профессиональный портрет социального педагога

1. Профессионально-личностные качества социального педагога.

2. Квалификационная характеристика социального педагога.

3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.

4. Профессиональная деформация личности и психогигиена труда социального педагога.

1. Кто же такой – социальный педагог как профессионал? Каков его психологический портрет и личностная характеристика? Чем он принципиально отличается от представителей других профессий? На эти вопросы мы должны ответить в ходе изучения данной лекции. Профессионализм в работе социального педагога во многом зависит от его личностных качеств, общетеоретических и специальных знаний, совокупности необходимых практических умений и навыков. Также профессионализм социального педагога зависят от социально-политических, экономических особенностей государства, его культуры.

Проанализируем личностную характеристику и профессиональные качества социального педагога.

В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает определенный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. В психологии это феномен характеризуется понятием «профессиональная ментальность». Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и выбор способа его поведения в жизненных ситуациях. Профессиональная ментальность это комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею.

Всем представителей профессии «социальный педагог» в той или иной степени присущи общие индивидуально-психологические особенности и профессионально-личностные качества.

В структуре личности социального педагога выделяют следующие группы качеств:

- гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.),

- психологические качества (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик, самоконтроль, самокритичность, самооценка, аутентичность и др.),

- психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатийность, визуальность, красноречивость, перцептивность, открытость, непосредственность, конкретность, коммуникабельность и др.).

1). Гуманистические качества присущие социальному педагогу определяют его систему ценностей. А льтруизмспособность делать добро человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу составляет основу профессиональной деятельности. Альтруистическая установка предъявляет социальному педагогу требование подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам другого человека.

Чувство собственного достоинства социального педагога есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает ответственность за свою жизнь и жизнь других людей, принятие собственного «Я», реальную самооценку себя, уверенность в собственном профессионализме и компетентности.

2) Психологические качества личности определяют способность к данному виду деятельности. Профессиональная компетентность социального педагога определяется его интеллектом и особенностями нервной системы. Социальный педагог должен быть эмоционально устойчив, уметь противостоять развитию усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, то есть, так называемому профессиональному «синдрому эмоционального сгорания». Для него социально значим высокий уровень протекания психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления). Важными психологическими качествами социального педагога являются самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности.

3) Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. К ним относятся:

- коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт),

- эмпатийность (умение видеть мир глазами других людей),

- визуальность (внешняя привлекательность),

- красноречивость (умение внушать и убеждать),

- перцептивность (восприятие человека человеком),

- доброжелательность (способность демонстрировать свое безусловно положительное отношение),

- деликатность (вежливость, мягкость в обращении с другими людьми),

- аутентичность (способность быть естественным в отношениях с другими людьми),

- открытость (готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях),

- конкретность (отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы),

- непосредственность (умение говорить и действовать в обстановке «здесь и теперь»),

- креативность (способность к творчеству).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: