Домостроительство как эталон хозяйствования в российской экономике

Лекция 8 Домостроительство. Воздействие православия на развитие экономики и предпринимательства

Домостроительство как эталон хозяйствования в российской экономикеВоздействие православия на развитие экономики и предпринимательской деятельности, традиции российского купечества и предпринимательства

Православие оказало существенное влияние на хозяйственную жизнь и развитие предпринимательства, выработав самобытный эталон хозяйст­венного рационализма. Литературный носитель этого эталона хорошо известен. Это Домострой — книга, написанная духовным наставником молодого царя Ивана IV протопопом москов­ского Благовещенского собора Сильвестром. Известно, что Сильвестр, вместе с Алексеем Адашевым, провел в годы юности Ивана IV ряд выдающихся реформ в системе управления государством, местного самоуправления и суда. Сильвестр по происхождению новгородец, был тесно связан со средой зажиточных ремесленников и купцов новгородского посада. Таким образом автор «Домостроя» обладал не только знанием и опытом христианской веры и жизни, но и непосредственным опытом управления в т.ч хозяйственного."Домострое" показаны идеальные правила и моральные предписания, регламентирующие трудовую и хозяйственную жизнь русских людей (крестьянина, купца, боярина, князя). В нем проповедуется трудолюбие, добросовестность, степенность бережливость, порядок и чистота в хозяйстве, регламентируются отношения между хозяевами и работниками.

Для Сильвестра, как и для его предшественников, экономика, хозяйственная жизнь – явление далеко не первого порядка, и свою книгу он начинает с изложения того, «как веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и в Крест Христов и в небесные силы, и святым мощам поклоняться и тайнам святым причащаться», «как царя почитать», «как почитать священников- попов и монахов- и пользу от них получать, творить молитвы на благость дому своему и всех дел своих»

Только после этого писатель предлагает «некий устав о мирском строении», который также начинается опять- таки с нравственно-богословских проблем (в первую очередь относительно брака и семьи), и лишь после того мы находим «устав о домовом строении..и о домашнем хозяйстве».

Итак в «Домострое» мы видим явный приоритет нравственного начала над экономическим. Сначала любой человек, и прежде всего хозяин, хозяйка, т.е.. тот кто поставлен выше в иерархической лестнице, должен позаботиться об устроении своей духовной жизни и жизни тех, за которых он отвечает, понимать и выполнять свое место в мире, обществе. Поэтому в первой части Сильвестр пишет о том, как правильно веровать и жить по заповедям, любить Бога и ближних, относиться к семье и домочадцам, старшим, средним и младшим, как относится к властям и духовенству, оказывать милостыню неимущим и находящимся в скорби.(см приложение)

Вторая глава, посвящена устроению семейной жизни, и в целом жизни в обществе, здесь мы читаем о том: как детей учить и страхом спасать, как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдавать,, детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем, об отношениях мужа и жены, о распорядке дня и устроении жизни,о том как руководить домочадцами, наставлять их в нравственной и хозяйственной жизни, о праведной и неправедной жизни и ее последствиях, о том, как жить по средствам.

Мы опять видим иерархию в делах и отношениях: дело начинается с молитвы; дети и домочадцы подчиняются жене, жена мужу, а муж – Богу. Ответственность за устроение как нравственной так и хозяйственной жизни, в том числе за нравственный облик своих слуг несет хозяин дома – муж, жена ему первая помощница.

Очень подробно описывает Сильвестр признаки неправедной жизни, в том числе отношения к людям в хозяйственном процессе, предупреждает о последствиях неправедности для всей семьи. И так же подробно описываются праведные дела, в том числе в хозяйственной жизни и поощрение за праведность. Сильвестр подчеркивает недопустимость накопления неправедного богатства и говорит, что милостыня приятна Богу только от праведных трудов. В этом же разделе автор подчеркивает необходимость жить по средствам: «по приходу держать расход».

То есть первые два раздела сильвестровского богословия хозяйства очень мало отличны от тех, которые предусматриваются святоотеческой традицией. Это: научение «страху Божию» и жизнь по заповедям; «благословенный труд и средства праведные» для жизни; удовлетворение имеющимся; вера и праведная милостыня; нищелюбие и странноприимство; соблюдение нужд «слуг и немощных и убогих» с тем, чтобы в них «помочь ради Бога, насколько удастся... насколько Бог пособит и от всей души»; скорби и «убытки безмерные» как педагогическое следствие прежних прегрешений, «которые горе доставили Богу или людям»; собственное участие в производственном процессе как необходимое его условие.

Кроме того весь строй и содержание Домостроя подчеркивает пронизанность всей жизни, в том числе хозяйственной, православной культурой. Даже «вне богослужения, вне храма православный окружен той же церковностью», так что «православный православен не только в догматах, и, может быть, менее всего в них, а в том, что он не ест прежде, чем не прослушает раннюю обедню, что в праздник он ест пироги» и «соблюдает все посты по монастырскому уставу», что, «не перекрестя лба, он не сядет за стол, что по субботам он парится в бане, словом, живет в определенном быту, что он сын православной культуры»; строгое подчинение церковным постам, обязательные посещения служб, молитва перед каждым делом пронизывают насквозь жизнь великоросса, скрепляют ее, делают ее, прежде всего, стройной и крепкой» (Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. Указ. соч. С. 177 — 179)

Важным дополнением с точки зрения развития экономического мышления являются представления об элементах планирования, хозяйства («распределение заранее» «в соответствии с жалованьем, по доходу и по поместью или по вотчине» (С. 168, 170)], счетоводства [ведение дома «согласно приходу и расходу», чтобы «меру и счет знать во всем» (С. 168, 170, 187—189, 191) повышение эффективности хозяйства за счет коммерческой реализации производимых излишков против необходимого продукта за «благословенную денежку» а также об экономии, элементарной спекуляции» (С. 171,180-182,184-185,195) и снижении рисков инфляции (с. 193—194) — обо всем том, что необходимо, чтобы «жить по силе своей и возможности и по расчету» (С. 169).

Собственно хозяйственной жизни посвящена третья часть «Домостроя», она о том как: планировать хозяйственную жизнь, вести учет и контроль, о распределении обязанностей, о том, как воспитывать, наказывать и поощрять, как вести торговые дела, готовить и хранить запасы, брать ссуду, принимать гостей и вести себя в гостях, о правилах делового этикета. Сильвестр еще раз подчеркивает распорядок дня: «Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром по колокольному звону встав, и после молитвы мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве…».

Здесь мы видим и четкую организацию домашнего производства и культуру, дисциплину труда, правила мотивации и взаимоотношений руководителя (хозяина, хозяйки) и подчиненных (домочадцев, слуг), и элементы того, что мы сейчас называем кадровой политикой. Здесь и поощрения и наказания, и милосердие и жесткость, но не жестокость к недопустимым нравственным поступкам, и воспитание собственным примером. Это те элементы, о которых часто забывают современные руководители. По поводу элементарной спекуляции на разнице цен на сезонные товары формулируется следующая позиция: «Кто живет таким образом, то прежде всего — от Бога греха нет, а от людей нареканий, от купцов — похвала во всех землях, а в доме благословенное, а не проклятое все, что есть и пить и носить и под рукой, и милостыню из чего подавать, все то Богу приятно, а душе на пользу»гл 16

Здесь же мы можем увидеть и воспитание производственной культуры и культуры уплаты налогов и долгов и рекомендации получения дополнительной прибыли от рационального хозяйствования и замечательные правила того, что мы сейчас называем деловым этикетом, но не формальным, а идущим от души.

Как документ эпохи только формирующегося рынка, к тому же эпохи, отягощенной политическими потрясениями, «Домострой» отразил в себе постоянную неустойчивость ситуации, уг­рожавшую любому хозяйственнику. Отсюда его стремление све­сти к минимуму зависимость от внешней среды, культ рачитель­ности, бережливости. Отсюда же и особая забота о поддержании репутации; ведь судьба в любой момент могла повернуться так, что без помощи соседей и даже чужих людей под вопросом ока­залось бы не только благосостояние человека, но и его жизнь. В такой обстановке особое практическое звучание получает по­вторяемая Сильвестром евангельская мудрость: «...всякую скорбь и притеснение с благодарностью притерпи, если оби­дят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах...» Еже­дневное, ежечасное следование этой заповеди было необходимо и для того, чтобы обрести доверие окружающих, обрести кредито­способность. Забота о репутации проявлялась и в том, как ста­вился вопрос о качестве. «Не понравится товар — обратно возьму и деньги отдам», — писал автор Домостроя.

В целом, подчеркивает Сильвестр, «если кто по-божески живет по заповедям Господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, то есть если владыка судит справедливо и нелицемерно и одинаково всех, богатого и бедного, ближнего и дальнего, известного и неизвестного, — такие, конечно, будут вознаграждены» (С. 167).

Общая же цель такого хозяйства — да хозяин «великую милость от Бога получит, грехам прощение и вечную жизнь наследует» (с. 157; ср. с. 169,185).Именно поэтому превалирующее положение в изложении занимают различные аспекты нравственного богословия, а собственно экономические процессы уходят на второй план.

Правила домостроительства оказали огромное влияние на хозяйственную деятельность, предпринимательство, государственную экономическую политику, как своего времени, так и на последующее время, определив эталон хозяйствования и предпринимательской деятельности. Принципы домостроительства повлияли и на формирование российской экономической мысли. Но об этом в следующих параграфах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: