Принцип прочности знаний

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Принцип наглядности

Принцип доступности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип сознательности, активности и самостоятельности

Принцип научности

Принципы обучения, как категории дидактики

ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ МАТЕМАТИКИ

ВОПРОСЫ:

Обобщенный опыт обучения математике показывает, что для обеспечения оптимальности процесса обучения учитель должен придерживаться определенных правил или положений, которые носят в некотором смысле универсальный характер.

В связи с этим в дидактике математики разработаны принципы, которые рассматриваются как важные требования к организации процесса обучения, его содержанию, формам и методам. Эти единые требования получили название дидактических принципов или принципов обучения. Организация учебного процесса в соответствии с дидактическими принципами, как показывает опыт, позволяет построить обучение наиболее рационально и достигнуть при этом лучших результатов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что дидактические принципы, выражая определенные закономерности обучения и накопленный опыт, не являются раз и навсегда установленными. Они также изменяются в зависимости от тех целей и задач, которые поставлены перед школой на данном этапе.

Дидактические принципы – это основные положения, которые возникают из результатов анализа научно-педагогических закономерностей и практического опыта в соответствии с которыми определяются содержание, организационные формы и методы обучения, а также отражаются общие цели и закономерности процесса обучения, раскрываемые педагогикой, психологией и другими смежными науками.

В методической литературе [1] признаны основными следующие принципы:

1. Принцип научности.

2. Принцип сознательности, активности и самостоятельности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип доступности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип индивидуального подхода к учащимся.

7. Принцип прочности знаний.

Принцип научности был введен в дидактику в 50-х годах прошлого столетия и обоснован М.Н.Скаткиным. В дальнейшем Л.Я. Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет следующим трем признакам:

1) соответствие содержания образования уровню современной науки;

2) создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания;

3) показ важнейших закономерностей процесса познания.

Первый признак требует, чтобы материал, который составляет содержание школьного математического образования, в должной мере соответствовал уровню современной науки. Это требование реализуется в процессе создания программ по математике, подготовке учебников и учебных пособий.

Второй признак говорит о том, что учителю необходимо показывать и обучать школьников методам научного познания. Такими методами в математике являются – метод сравнения, аналогии, моделирования и др.

Третье условие указывает на то, что принцип научности требует от учителя формирования у учащихся представлений о процессе познания и его закономерностях. Именно поэтому в школе шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразные исследовательские приемы. При этом надо учитывать принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности учащихся.

Реализация принципа систематичности и последовательности в обучении предполагает выполнение следующих условий:

а) соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;

б) познавательная активность учащихся в процессе обучения;

в) осознание школьниками процесса учения;

г) владение учащимися методами умственной работы в процессе познания нового.

Остановимся кратко на сущности этой совокупности условий.

Дидактика выделяет в процессе усвоения следующие взаимосвязанные этапы познавательной деятельности учащихся: 1) восприятие 2) осмысление 3) закрепление 4) применение.

Если в процессе познания нового материала учащиеся будут совершать умственные и практические действия в соответствии с выделенными этапами процесса обучения, то можно утверждать, что в обучении созданы условия для активизации познавательной деятельности учащихся и осознания ими процесса учения. При этом отметим следующие три момента:

1) процесс познавательной деятельности в каждом отдельном случае не обязательно проходит по всем указанным четырем этапам;

2) выделенные выше 4 этапа не являются независимыми;

3) для того чтобы познавательная деятельность учащихся соответствовала закономерностям процесса учения, со стороны учителя необходима целенаправленная деятельность по формированию у учащихся ответственного отношения к приобретению знаний, их усвоению, осмысливанию и практическому применению.

Сознательность в дидактике понимается как такое овладение учащимися учебным материалом, при котором возможно его глубокое осмысление, умение пользоваться этими знаниями на практике в новых условиях.

Признаками осознанности знаний являются:

а) понимание учащимися характера связей между знаниями;

б) умение обосновывать знания;

в) понимание способов получения знаний и сферы их применения.

Сознательное обучение обязательно предполагает активную деятельность учащихся в этом процессе.

Активность – это деятельное состояние учащегося, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Такую активность учащихся в обучении еще называют познавательной активностью.

Познавательная самостоятельность учащихся является высшей формой активности и сознательности учащихся в процессе учения. Выделяют следующие признаки познавательной самостоятельности учащихся:

1) стремление и умение самостоятельно мыслить;

2) способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к решению новой задачи;

3) желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания;

4) критический подход к суждениям других;

5) независимость собственных суждений.

Большое значение в плане формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся имеют самостоятельные работы учащихся.

Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, разработке и создании школьных учебников и учебных пособий, а также определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения.

Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя – в системе его требований к учащимся, в системе учета и контроля знаний и умений учащихся.

Последовательность в обучении математики означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.

Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

Отметим, что принцип систематичности и последовательности в обучении включает в себя также и учет межпредметных связей, координацию требований к учащимся между преподавателями различных предметов, а также преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных особенностей учащихся. Этот принцип требует, чтобы объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.

Реализация данного принципа предполагает выполнение в обучении следующих условий:

- следовать от простого к сложному;

- от легкого к трудному;

- от известного к неизвестному.

Т.е. этот принцип очень тесно связан с принципом систематичности и последовательности.

Однако данный принцип доступности не исключает приучения учащихся к преодолению трудностей в учебной деятельности, т.е. нужно строить учебный процесс так, чтобы трудности не подрывали, а развивали силы и способности учащихся.

Принцип наглядности впервые теоретически был обоснован Каменским, который выдвинул требование учить детей познавать сами вещи, а не только чужие сведения о них.

Этот принцип вытекает из сущности процесса восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала. Он означает, что при обучении новому явлению нужно найти его исходное начало в фактах и наблюдениях, затем определить закономерный переход от восприятия единичного или конкретного предмета (явления) к общему, абстрактному. При этом в дидактике принято, что этот принцип является определяющим моментом обучения главным образом в младших классах.

По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:

- натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы;

- изобразительная наглядность (фотографии, картины, и т.д.). Эта наглядность применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;

- символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы и др.). Эта наглядность является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной. Например, при изучении функций целесообразно привлекать графики, а потому нужно учить учащихся умению их читать.

Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания. Средства наглядности должны использоваться на всех этапах процесса обучения – и при изучении нового материала, и при его закреплении и формировании умений и навыков, и при выполнении домашних заданий, и при контроле усвоения учебного материала.

Применение данного принципа подчинено ряду правил:

1) ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;

2) обращать внимание учащихся на существенные признаки;

3) наглядные пособия должны быть доступны всем учащимся;

4) использовать средства наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, которые даже иногда тормозят развитие учащихся.

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной особенностью учащегося является его способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость.

Как показали многочисленные исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на обучаемость учащихся, а именно:

- обеспеченность исходным уровнем знаний;

- вызвать у всех положительное отношение к уроку;

- обеспечить желание как можно лучше усвоить новый материал,

то все равно, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники усвоят материал достаточно полно и смогут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения). Другие учащиеся усвоят существенные стороны новых понятий или закономерностей и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые решались на уроке (средний уровень). Будут и такие, кто усвоил несущественные стороны новых понятий и не может применить их к решению даже простых задач (низкий уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и времени со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения нового материала.

В психологии обучения выявлены следующие характеристики индивидуальных различий учащихся, связанные с понятием обучаемости:

а) темп усвоения материала;

б) полнота и точность анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования;

в) предрасположенность учащегося к анализу, особенно при первичной работе над материалом;

г) уровень формируемых у школьника обобщений;

д) уровень выделения и обобщения школьником способов оперирования знаниями.

Все эти признаки позволили сделать вывод о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии учащегося. Это происходит, если только обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения, благодаря чему учащиеся сами могут приобретать новые знания.

Из всего сказанного выше вытекает важный вывод:

принцип индивидуального подхода состоит в адаптации обучения либо к содержанию и уровню знаний, умений и навыков каждого учащегося, либо также характерным для него особенностям процесса усвоения, либо к некоторым особенностям его личности.

Этот принцип реализуется учителем как в процессе подготовки учителя к уроку, так и в процессе проведения занятий с помощью специальных приемов, методов и применения индивидуальных самостоятельных работ.

Принцип прочности знаний обусловлен как задачами школы, так и закономерностями процесса обучения.

Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, подготовки к практической деятельности, так и для развития у школьников их способностей.

В дидактике математики выделяют следующие условия прочности знаний:

- активное приобретение знаний с целью их сознательного усвоения;

- научность обучения;

- создание при обучении условий для запоминания учебного материала.

Первые два условия обсуждались выше. Остановимся на третьем.

Основными условиями запоминания материала при обучении считаются такие условия, когда этот материал запоминается прочнее и быстрее. Учебный материал запоминается учащимися лучше, если:

- он входит в содержание основной цели деятельности;

- он вызывает активную умственную работу над ним;

-он вызывает у учащихся интерес и эмоции.

Последнее условие означает, что перед изучением какого-либо материала необходима его мотивация, которая предполагает либо разъяснение учащимся его научной и прикладной ценности, либо рассказ истории его открытия, либо рассказ других интересных исторических сведений, связанных с этим материалом.

Лучшему запоминанию учащимися учебного материала способствует его разбиение на небольшие порции по смысловому содержанию, с выделением главного, основного в каждой такой части.

Лучшему запоминанию учащимися учебного материала способствует также

– повторение ранее изученного материала, который необходим для изложения нового,

– своевременный контроль знаний, умений и навыков учащихся,

– своевременное предупреждение и устранение пробелов в знаниях учащихся.

– регулярное проведение самостоятельных работ в различной форме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика.Сост. Е.С.Черкасов, А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: