Дидактические принципы

Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно - историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

· сознательности и активности;

· наглядности;

· систематичности и последовательности;

· прочности;

· научности;

· доступности;

· связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:

1. наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

2. познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

3. наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.

4. наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Планирование учебного процесса при кредитной технологии обучения и его отражение в силлабусах.

Учебный процесс с использование кредитной технологии обучения организуется в следующих формах:

а) аудиторные занятия: лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, самостоятельная работа студента под руководством преподавателя;

б) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа студента (СРС), индивидуальные консультации;

в) текущий контроль – систематический контроль учебных достижений студентов по каждой теме и/или разделу учебной дисциплины, учет посещаемости занятий студентами, выполнения домашних заданий, рефератов, активности на занятиях;

г) рубежный контроль знаний – периодическая (два раза в семестр - 8 и 15 недели) проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателями, ведущими учебные занятия (лектор тьютор), согласно утвержденному академическому календарю. Рубежный контроль может проводиться в различных формах: (устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, коллоквиум, контрольные работы, защита курсовых работ и т.п.)

д) итоговый промежуточный контроль – экзамен (устный, письменный, компьютерное тестирование, комплексный, ГЭК по Истории Казахстана), проводимые после завершения академического периода (семестра), согласно академическому календарю и составленному расписанию;

е) проведение учебных и производственных практик, подготовка дипломной работы;

ж) итоговая государственная аттестация – государственный экзамен по специальности (ГЭК) и защита дипломной работы;

Лекции при кредитной системе обучения носят обзорный характер и выполняют организующую и направляющую роль в учебном процессе, в развитие у студентов навыков самостоятельной работы над учебной программой;

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах кредитов, отводимых на изучение дисциплины;

Все виды практик проводятся, в соответствии с Госстандартами специальностей;

Распределение студентов по местам практики осуществляется выпускающими кафедрами по договорам с базами практик и индивидуальным договорам, утверждается приказом академии;

Учебно-методическое руководство практикой, контроль за выполнением программы практики и за качеством ее проведения возлагается на выпускающие кафедры и транскрипт.

К государственному экзамену по специальности и защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие образовательную программу и прошедшие все виды практик, предусмотренных рабочим учебным планом специальности в соответствии с ГОСО РК специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: