Принципы обучения в высшей школе

Термин "принцип" (от лат. principium - начало, основа) означает основу, на которую следует опираться и которой необходимо руководствоваться.

Принципы обучения (принципы дидактики) -руководящие положения, правила и приемы, которые обеспечивают необходимую эффективность учебного процесса.

Педагогика как наука обязана Я.- А. Коменскому, который в своем труде "Великая дидактика", разработал общие принципы обучения: "учить победно", "учить просто и доступно", "учить с увлечением", "учить наглядно" и др.

В развитие принципов обучения внесли свой вклад педагоги: Й.-Г.Песталоцци, Й.-Ф.Гербарт, Ф.-А.-В.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.Духнович, Б.Гринченко, П.Блонский. И.Сухомлинский и др.

Современная дидактика рассматривает следующую систему принципов обучения:

1. Принцип научности обучения.

2. Принцип связи обучения с воспитанием.

3. Принцип сознательности, самостоятельности и активности в обучении.
4. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип обучения на высоком уровне трудностей.

6. Принцип наглядности в обучении.

7. Принцип прочности знаний, умений и навыков.

8. Принцип коллективной учебной деятельности.

9. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

10. Принцип связи обучения с жизнью будущей профессией студента.

Суть принципов обучения заключается в следующем.

Принцип научности состоит в отборе учебного материала, который соответствовал бы уровню современной науки, проверенным научным данным, раскрывал бы причинно-следственные связи процессов и явлений и имел бы тесную связь с другими науками и специальностью студента.

Принцип связи обучения с воспитанием обязывает преподавателя не только сообщать студентам учебную информацию, но и развивать их моральные, правовые, эстетические и другие личностные качества.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении обеспечивает сознательное и активное отношение студентов к учебе, умственное развитие, глубокое понимание учебных вопросов, единство между интеллектуальной и речевой деятельностью. Активизации интеллектуальной деятельности студентов способствуют позитивное их отношение к обучению, интерес к самостоятельному овладению учебном материалом,. положительные переживания от успехов в накоплении знаний, развитии умений и навыков.

Принцип систематичности и последовательности обучения предполагает организацию преподавания и усвоения учебного материала в логической связи, в определенной системе. Систематичность в обучении исключает шаблон, но позволяет преподавателю последовательно излагать новый материал, опираясь на уже
известный, переходить от одного вида учебной деятельности к другому, не нарушая цельности процесса формирования маний, умений и навыков.

Принцип обучения на высоком уровне трудностей Обязывает преподавателя знать познавательные способности И личный опыт студентов, связывать новую информацию с Имеющимися знаниями, излагать сложные предметы просто и доступно. Обучение происходит более успешно, когда оно вызывает напряженную работу ума, чувств и воли студентов, являясь в то же время посильным для них. Главное здесь -не впасть в крайность. С одной стороны, не допустить перегрузки, непосильного для данной категории студентов и, следовательно, формального прохождения программного материала, бесполезной траты времени. С другой стороны, избежать "легкого" обучения, не требующего от студентов напряжения умственных и физических сил, что ведет к «недоученности» будущего специалиста.

Принцип наглядности обучения предполагает создание на занятиях живого восприятия конкретных предметов и явлений объективной действительности или же их изображений в виде образной или схематической наглядности. Наглядность в обучении обеспечивается путем включения возможно большого количества органов чувств студента при восприятии учебного материала.

Принцип прочности знаний, умений и навыков обязывает преподавателя добиваться от студентов надежного запоминания учебной информации, устойчивости умений и навыков применения знаний на практике. Для этого преподаватель группирует материал по уровню сложности, применяет активные методы обучения, активизирует мышление и память студентов во время повторения, использует разнообразные приемы и технологии творческого применения знаний на практике.

Принцип коллективной учебной деятельности опирается на лекционно-семинарскую форму организации учебных занятий. Коллективные и групповые занятия осно-
ваны на общих социально-психологических особенности возрастного развития студентов: коллективного сознания и группового внимания, коллективного настроения и группе вой подражательности, взаимоотношений и взаимопомощи, соперничества и соревнования.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения требует от преподавателя знаний индивидуально - психологических особенностей каждого студента, разделения студенческой группы на несколько подгрупп но способностям и применения к ним отдельных методик обучения Необходимо учитывать влияние как положительных, так и отрицательных качеств личности студента на процесс учения и в соответствии с этим оказывать индивидуальную помощь.

Принцип связи обучения с жизнью и будущей профессиональной деятельностью выпускника вуза предполагает использования на занятиях жизненного опыта студентов, раскрытия практической значимости их знаний в жизни общества и будущей профессии, участие в общественной жизни страны.

Дидактические принципы взаимосвязаны и дополняют один другого. При организации учебного процесса преподаватель обязан руководствоваться всеми принципами. но не шаблонно, а творчески, ибо принципы дидактики - это не догма, а руководство к оптимизации педагогической деятельности.

Принципы дидактики высшей школы определяют методы и формы обучения студентов.
3.3. Методы обучения в высшей школе

Методы обучения - способы взаимодействия преподавателя и студентов, направленные на усвоение студентами знаний, формирование умений и навыков, развитие свободной и творческой личности.

Методы обучения состоят из методов преподавания и методов учения.

Методы преподавания — эхо средства и приемы, с помощью которых преподаватель передает студентам знания и организует их познавательную деятельность. Методы преподавания также включают: способы изучения познавательных возможностей студентов, приемы подготовки преподавателя к занятиям, выбор формы проведения занятия, приемы поддержания дисциплины и создания на занятиях творческой активности студентов.

Если преподаватель мало внимания уделяет формированию адекватных способов учения студентов, то его метод, как правило, не совпадает с приемами их работы. И тогда студенты становятся слабоуправляемыми, т.е. они начинают мыслить так, как им хочется, а не так, как пред­лагает преподаватель. Они становятся невнимательными, плохо запоминают учебный материал. Поэтому преподавате­лю нужно учить студентов способам эффективного овладе­ния знаниями, приемам рационального формирований умений и навыков.

Методы учения - это средства и приемы, с помощью которых студенты овладевают знаниями как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. К методам учения относятся совокупность приемов, позволяющих студентам внимательно и в полном объеме воспринимать учебную информацию, осмысливать и надолго запоминать ее. Важными составляющими метода учения являются способы формирования умственных и практических навыков.
В реальном учебном процессе методы преподавания и методы учения находятся во взаимосвязи, в единстве, что обеспечивает их продуктивность в разных условиях обучения.

Средства обучения - это устное слово, учебники и учебные пособия, специальная и художественная литература. словари и справочники, схемы и карты, плакаты и рисунки, диаграммы и графики, лабораторные приборы и технические устройства, аудио- и видеосредства, технические средства обучения и электронно - вычислительные машины и др.

Приемы обучения - это отдельные операции, умственные или практические действия преподавателя или студента. которые позволяют по-разному использовать средства обучения для лучшего восприятия учебной информации, понимания и запоминания ее. Если прием обучения - это одноразовое действие, то средство обучения используется неоднократно.

К основным приемам обучения относятся:

• приемы активизации восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи студентов;

• приемы, активизирующие чувства и волевые качества студентов, связанные с изучением учебного материала;

• приемы, способствующие созданию и решению проблемных ситуаций;

• приемы контроля, самоконтроля, самообучения студентов;

• приемы управления на занятиях личными и групповыми взаимоотношениями студентов.

Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения. Чем богаче арсенал приемов в структуре метода, тем он эффективнее. У обычного преподавателя можно насчитать около 50 приемов обучения, у педагога-новатора Е.Н. Ильина их более 300, а у В.Ф.Шаталова -около тысячи.
В зависимости от особенностей преподавания и учения методы обучения называют:

• информационно-объяснительными методами;

• разъяснительно - репродуктивными (от ре... и лат produco - воспроизведение) методами;

• инструктивно-практическими методами;

• разъяснительно - побуждающими методами;

• исследовательскими методами.

В учебном процессе вуза чаще всего используются методы, направленные на передачу студентам знаний, формирование умении и навыков. К ним относятся:

1. Словесные методы,

2. Наглядные методы,

3. Методы самостоятельной работы;

4. Практические методы.

Рассмотрим суть методов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: