Структура туристского досуга в формировании анимационного интереса

Система организации туристского досуга определяется интересами туристов в путешествии с свободное от потребления туристских услуг время.

В сфере туристского досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к все более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству и т. п. 
Изменение социального положения человека, уровня его культуры ведет к изменениям и в структуре туристского досуга.

Структура досуга, в том числе и туристского, состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку.

Это может быть простое сидение или лежание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей: он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее такой отдых — неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной ступенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки.

К нему относят спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, посещение выставок, театров, музеев.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела.

Отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но имеют и свои различия. 
Традиционно развлечениями считают такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т. е. всегда требуют активности, в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным

В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления.

Анимационный интерес — перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и возможность удовлетворения планируемой потребности туриста, основанной на определенном комплексе туристских ресурсов.

Ресурсы анимации — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма.

Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы.

К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов (гостиницы, предприятия питания, транспортные услуги и т. д.).

Культурные ресурсы — памятники истории и культуры, культурные сооружения, мемориальные места, народные промыслы и т. д.).

Наиболее распространенными анимационными формами включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются шоу-музеи и туристско-экскурсионные маршруты, знакомящие туристов с национальными традициями, культурой и т. д.

Природные ресурсы — компоненты природной среды (климат, рельеф, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и т. д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Большинство природных ресурсов используется в целях рекреации с предоставлением анимационных услуг.

Объекты анимационного интереса:

  1. Естественные природные ресурсы: климат, пляжи, водные пространства, горы, каньоны и т. п. 
  2. Культурно-исторические ресурсы: красивые города, музеи, театры, клубы, концертные залы; исторические события
  3. Рекреационные пространства: национальные парки, заповедники, горнолыжные курорты, морские побережья и т. п. 
  4. Спортивно-оздоровительные и курортные ресурсы. 
  5. Национальные особенности, обычаи, фольклор, народные промыслы и т. п. 
  6. Важнейшие культурные события, праздники, карнавалы, спортивные мероприятия, фестивали, игорные заведения. 
  7. Объекты индустрии развлечений. 
  8. Тематические развлекательные парки.

При включении туристских ресурсов в анимационные программы их потребительская полезность возрастает, взаимодействуя с физическими, умственными, духовными, нравственными и психологическими сторонами жизни и деятельности человека.

Часто в анимационных программах туристские ресурсы начинают играть роль объектов туристского показа и развлечения, т. е. становятся объектами анимационного интереса туристов. 
При этом значимость материальной базы (гостиниц, сферы питания и др.) отходит на второй план.

Основными характеристиками объектов анимационного интереса являются:

  • привлекательность (атгракция) для туристов; 
  • познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим эпизодом, фольклором, творчеством известных музыкантов, певцов, танцоров, эстетические достоинства); 
  • рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов); 
  • известность (популярность среди туристов); 
  • необычность (экзотичность); 
  • выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой); 
  • месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).

Чтобы объекты анимационного интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристского предприятия и соответствующей инфраструктуры; доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации об анимационной программе, комфорт и соответствующий сервис.

Анимационное впечатление — комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления анимационных услуг (работы продукта). Анимационное впечатление складывается из многих компонентов.

ЛЕКЦИЯ. Классификация туристов. Особенности работы с туристами разных категорий

 Интересы туристов зависят от множества факторов: возраста, пола, национальности, образовательного уровня, уровня доходов, профессиональных интересов, хобби и т. д.

Очевидно, что с ростом дохода величина расходов на отдых увеличивается.

Туристская активность находится также в прямой зависимости от уровня образования потребителей. Люди со средним образованием предпочитают увеселительные поездки; с высшим образованием — склонны к интеллектуальному отдыху. Конечно, потребителей анимационных услуг нельзя четко разделить по категориям дохода, возраста, пола и рода занятий, можно сделать это лишь условно. Например, некоторые рабочие могут иметь достаточно высокие доходы, но их досуговые потребности могут резко отличаться от потребностей административных работников или крупных бизнесменов. Однако аниматорам, которые должны планировать свои программы с учетом интересов клиентов, важно уметь правильно классифицировать гостей и туристов, чтобы составить программы на любой вкус.

Для того чтобы угодить туристу, аниматоры должны о нем много знать.

Туристы приезжают на короткий срок, за который много о них не узнаешь, выход из этой ситуации все же найдется, если:

  • получать информацию о туристах (возраст, пол, национальность, степень активности, любимые виды отдыха) на всех этапах их обслуживания (при оформлении путевки, заселении в отель и при общении с аниматорами);
  • уметь классифицировать туристов и мотивы их путешествий, чтобы правильно подобрать для них программу;
  • иметь в запасе много программ, рассчитанных на категории и интересы туристов.

Существуют различные виды классификации туристов. Наиболее часто встречающаяся — классификация по таким признакам, как пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, этническая принадлежность.

Классификация туристов по возрасту. 

  • 0—2 года — инфанты (грудные дети); 
  • 3—8 лет — дети-дошкольники; 
  • 9—18 лет — подростки-школьники; 
  • 18—25 лет — молодежь, студенты; 
  • 26—64 года — взрослые люди; 
  • 65 лет и старше — пожилые люди, пенсионеры.

от 18 до 25 от 25 до 34 лет. Эти категории располагают значительной двигательной способностью и влиянием, так они наиболее многочисленны.

Надо помнить, что пенсионеры, хотя и располагают большим количеством свободного времени, которое они могли бы потратить на путешествия, ограничены в денежных средствах. Некоторые пенсионеры продолжают работать и тратить денежные средства на путешествия. Данные возрастные группы людей могут стать потребителями недорогих товаров и услуг, поэтому целесообразно предлагать им специальные льготы, скидки на размещение и питание. 
Пожилые люди не любят, когда им напоминают об их возрасте. Следовательно, программы должны учитывать этот фактор. Их образ жизни позволяет им путешествовать в любое время года и на более длительный период времени -в межсезонье.

Классификация по этнической принадлежности. При составлении анимационных программ надо учитывать этническую принадлежность. 
Надо быть внимательным, знать национальные традиции, чтобы не обидеть гостей.

Классификация по половому признаку (чисто женские или мужские программы)

Формы работы с разными возрастными группами отдыхающих

детям дошкольного возраста (любознательным, активным, непосредственным), ведущим типом деятельности которых является игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.

Подросткам-школьникам наряду с перечисленными формами можно предлагать и другие. Дети этого возраста отличаются достаточно большой активностью, требовательностью и даже придирчивостью по отношению не только к себе, но и к окружающим их людям. Круг интересов подростка обширен, это возраст романтики и мечты, поэтому для данной категории отдыхающих особенно привлекательны походы, романтические встречи и путешествия. Им можно предлагать экскурсии и беседы, спортивные соревнования, конкурсы (вралей, эрудитов, парикмахеров хозяюшек и пр.) и дискотеки, «живые» газеты и викторины, эстафеты и кольцовки (песен, стихов, загадок) и праздники.

Для молодежи программы несколько меняются. К этом) периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми, формируются их характеры и мировоззрения.

Основными видами деятельности этого периода являются учеба и производительный труд, которые требуют большого напряжения, но энергии и задора в этом возрасте не занимать.

КВН, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театральные представления, фестивали и шоу, спартакиады, олимпиады и диспуты, походы, а также игры по типу телевизионных: «Что? Где? Когда?».

На рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и семьи без детей. Большинство одиночек —не обремененные заботами и затратами на воспитание и образование детей, предпочитающие тратить свои средства на отдых, путешествия, обеды в ресторанах. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни.

Молодые одинокие люди больше путешествуют, по сравнению со своими ровесниками, состоящими в браке, и с людьми среднего возраста. Они предпочитают активный отдых за пределами своей страны или региона проживания и пользуются для этого услугами авиатранспорта.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящихся отдохнуть от повседневной работы, подойдут более спокойные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора, песен и пр.), литературные гостиные и творческие вечера, банкеты, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, неплохо предложить такие формы проведения досуга, как посиделки, чаепития, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний). В этом возрасте накоплен уже большой жизненный опыт, приобретены бесценные навыки, которыми люди этого поколения стремятся поделиться с молодежью, поэтому представляется уместным предложить им показать свое мастерство (поделки), например, на выставках рукоделий.

Предлагаемые гостям виды и формы досуга должны быть психологически оправданы. Людям, занимающимся активными формами работы с большой физической нагрузкой, будет полезен отдых, снимающий напряжение, усталость, для тех, кто ведет сидячий образ жизни, нужны на отдыхе зарядка и активизация.

Классификация туристов по их отношению к проведению досуга
Туристы по их отношению к проведению досуга делятся несколько типов личности: 
Первый тип — инициативные туристы, которые заранее планируют как рабочие дни, так и дни отпуска, поэтому все идеи по организации досуга будут принадлежать им. Главная задача тур-аниматоров в работе с этим типом туристов — умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй типделовые, люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга и даже свое свободное время о стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Чаще всего это бизнесмены, менеджеры, представители науки и технической интеллигенции. Этот тип туристов предпочитают досуг, который дает им возможность совершенствоваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохну от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на природу и пр.).

Третий тип — «узкоспециализированные» туристы, имеющие какое-то одно большое увлечение в жизни (коллекционирование, конструирование, моделирование, вязание и т. п.). Любимому делу они посвящают все свое свободное время, поэтому им больше всего подходит клубный отдых. Именно в клубе по интересам такой турист получит самое большое моральное удовлетворение.

Четвертый типактивные туристы, предпочитающие время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях). Работать с ними — одно удовольствие, потому что они поддерживают любую инициативу. Программу для таких турист надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность. 
Пятый типпассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению художественной литературы, просмотр телепрограмм, многочасовому отдыху на пляже). Для такого типа туристов подойдут программы, в которые включены игры на пляже, вечерние шоу и видеотека.

Шестой типнеисправимые скептики и ворчуны. Это наиболее сложная 
группа. Их очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Технология анимационной программы

Методы – способы использования средств воздействия на аудиторию.

  1. Монтаж –способ организации драматургического (литературного) материала 6 поиск материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы (как в кино создание фильма).

В каждой программе используется документальный материал (сведения об участниках программы, правила игры, анонс программы), отрывки из литературных произведений (речевые связки между номерами концерта), поэтому сценарий программы представляет собой чередование явлений, действий, фактов, что требует монтажной организации материала.

Методом монтажа пользуется и режиссер, который отбирает музыкальные, хореографические, сценографические фрагменты и соединяет их в единое событие.

  1. Иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой и усиливает эмоциональное воздействие. Любая тема может быть проиллюстрирована по-разному. Выбор иллюстрации («картинки») зависит от типа программы, ее формы, характера аудитории. Например, для спортивно-развлекательной программы можно создать картинку- спортивная площадка, флаги, снаряды, маршевая музыка; для детской развлекательной – мир сказки; для вечеринки- горящие свечи, полумрак, романтическая музыка.
  2. Театрализация – организация единого действия на основе сценарного и режиссерского замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события.

Суть метода- соединение света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Основная задача – создание зрелищно активной ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и увлеченный единым порывом совершает коллективные действия.

  1. Игра – организация мнимой ситуаций, в которой действуют реально, используя знания, умения, опыт, но по установленным правилам, своеобразно своей роли в игре.

Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.

Режиссер – распорядитель.

Анимационная режиссура – деятельность, в основе которой лежит творческая организация художественной постановки, призванной создать условия для возникновения мотиваций.

Среди разнообразия форм культурно-досуговой деятельности особое место занимают театрализованные постановки как наиболее востребованная потребителем форма. Популярность театрализации объясняется способностью придать особую художественную привлекательность игровой программе, экскурсии, спортивным соревнованиям.

Виды театрализованной постановки:

Литературно-музыкальная композиция – отличительная особенность – литературная и музыкальная основа содержания постановки. Сценарий строится на основе отрывков или целых произведений художественной, публицистической литературы. Музыка становится частью действенной структуры, драматическим элементом происходящих событий. Чтобы композиция была гармоничной, все элементы должны быть пронизаны одной идеей. В этой работе нет готовых рецептов, немаловажное значение имеет эстетический вкус автора, способность компоновать, отбирать материал. Если к этому делу подойти формально- получится скучная компиляция.

Театрализованный концерт – может быть сольным, сборным, тематическим. Дивертисмент – вид сборного концерта. Тематический концерт может быть посвящен определенной тематике праздника или одному жанру искусства (вокальный концерт).

Основными элементами театрализации концерта являются речевые связки между номерами, специальное сценографическое решение, ассоциативный монтаж номеров.

Агитационно- художественное представление – основу содержания составляют документальные материалы, содержащие особые приметы того явления или предмета, о котором идет речь в постановке (критика недостатков заведения, акцент на преимуществах продукции и обслуживании, чествование юбиляра). Но чтобы информация не стала сухим изложением цифр и фактов, она преобразуется с помощью приемов театрализации в художественное произведение.

Театрализованное представление – прослеживаются черты всех ранее описанных театрализованных форм. Элементы иронии и чествования, музыкальные фрагменты, эстрадные концертные номера. Однако здесь они собраны в жесткую сюжетную канву, поэтому оно наиболее близко к драматической театральной постановке.

Композиция данной формы строится по нарастающей. Усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию. Нарастание активности аудитории можно построить по такой схеме: аплодисменты – диалог ведущего с залом – расширение сценического пространства (выход актеров зал) – совместные действия актеров и аудитории (подпевание, жестикулирование, пританцовывание) – участие в центральном обряде (передача факела по рядам зрительного зала).

Театрализованное представление может быть автономной постановкой, а может быть элементом театрализованного действа.

Театрализованное действо (празднество). Все разновидности народных праздников с древнейших времен носят театрализованный характер: костюмирование, участие в обрядах, устраивание зрелищ.

Все присутствующие на театрализованном действии выступают в качестве зрителей и непосредственных участников событий.

Театрализованное действо состоит из 3 компонентов:

- Движение участников праздника к единому центру, где будет проходить праздничная церемония. Если масштаб праздника велик, то рассредоточ6ние участников по разным площадкам. Действия на них должны быть разнообразны, но в рамках одной темы.

- Локальная часть, в процессе которой происходит межличностное праздничное общение, пирование, игры;

-Театрализованное представление, содержащее центральный обряд.

Монтаж элементов театрализованного действа носит мозаичный характер, однако в нем обязательно присутствие основных элементов:

-открытие праздника

-развития действия

-закрытие.

Выбирая выразительные средства воплощения идеи постановки праздника, следует остановиться на тех, которые будут понятны каждому – праздничное оформление территории, передвижные костюмированные процессии, фейерверк, печатный путеводитель с программой праздника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: