Община – совокупность людей, которые проживают в одном селе, маленьком городке, квартале большого города.
Внедряя концепцию общинного воспитания, американские исследователи отказываются от классовых подходов, представляя общинные школы как объединение всех классов в американском обществе.
Термин «общинная школа» применим не к каждой школе. Общеобразовательная государственная школа будет общинной только тогда, когда она даст вои помещения, оборудование, наглядные материалы для проведения занятий во второй половине дня. Такие школы открыты в течение дня в продолжение учебного года. Они становятся центрами, которые посещают и местные жители, чтобы учиться и отдыхать.
Существует два подхода в понимании взаимодействия школы и общины:
1. Расширение ассортимента педагогических услуг, увеличение количества часов и дней пребывания ребенка в школе, организация педагогических консультаций для жителей микрорайона.
2. Определение главных функций школы в координации деятельности всех др. учреждений микрорайона.
|
|
У каждой общинной школы вои технологии, методики. Если у общин нет своих школ, тогда возникают трудности по перевозке детей в школу.
Первый проект общинной школы появился в 20-е г. ХХ века в Великобритании и США. Общинная школа рассматривалась как образовательный, культурный, досуговый центр, позднее в 60-е г. ХХ в. – деятельность таких школ была сконцентрирована на проблемах социального неравенства, особенно в больших городах.
Цель общинного воспитания – попытка достичь социальных изменений в условиях развития общины. К важным признакам общинной школы относят:
· взаимную поддержку отношений между школой и общиной
· распределение средств существования между школой и общиной
· учебные планы и программы ориентированны на учет интересов общины
· приобщение общины к принятию решений и управлению школой
· развитие общины
Американский вариант общинной школы в основных принципах деятельности подобен английскому. Но есть отличия. Американская община рассматривается как микромодель общества, в которой отображаются все социально-политические отношений в пределах социальной системы. Общине отводится вместе со школой роль воспитателя подрастающего поколения.
Главный лозунг общинной школы – «не давить на учащихся, а поощряя и одобряя, направлять их».
Пред вступлением в школу каждый ребенок получает своеобразную воспитательную программу, которая содержит исторические сведения о становлении и развитии школы, ее традициях, символике, ритуальной одежде.
Главное задание школы – воспитание уважения и доверия у детей друг к другу и к взрослым, гордости и чувства собственного достоинства. Этому помогают «советники» - взрослые воспитатели, которые призваны помогать во всех сферах жизнедеятельности. Советник есть у каждого ребенка. Он несет ответственность за него, направляя в жизненных ситуациях, делая это незаметно. Именно поэтому учащиеся чувствуют себя защищено и свободно.
|
|
Немецкая модель общинной школы объединяет под одной крышей детскую школу, школу для взрослых, детский сад, учреждения досуга и отдыха.
Принципы – нет деления на младших и старших, немцев и иностранцев, здоровых и больных, среду внешкольную и внутришкольную.
Вальдорфская школа. Основная цель – пробуждение сущностных сил ребенка, который сам должен найти пути и средства, чтобы справиться с жизненными трудностями. Именно поэтому принципами школы являются:
· ориентация на уровень развития
· социальный опыт
· потребности отдельного учащегося
· индивидуальное стимулирование
· акцент на развитие эмоциональной сферы
· использование разнообразной практической деятельности
Специфика организации учебного процесса
· начало школьного дня с ритмичной гимнастики для малышей
· более сложные формы ритмической зарядки для старших
· умственные тренинги, художественно-эстетические начала как принцип воспитания
· организация практической деятельности, начиная с физических упражнений и заканчивая простыми формами труда, практика в промышленности, на предприятиях
· в основу организации деятельности положен принцип самоуправления (нет директора)