КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Возможная экспортная товарная политика
1. Продажа готовых изделий.
2. Продажа лицензий вместо поставок готовых изделий.
Когда экспорт готовых изделий становится невозможным, может быть выгодной продажа лицензий на право производства этих товаров.
Возможные причины трудностей со сбытом готовой продукции:
1) Недостаточный объем собственного производства за счет недостаточности сырья, отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
2) Политика правительства страны, куда экспортируется товар: высокие таможенные пошлины, ограничения объемов продажи (импортные квоты), поощрение ввоза изделий в разобранном виде (чтобы способствовать развитию национальной промышленности) и т.д.
3) Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продавца на "ноу-хау" и другие изделия и другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашении обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут в изделии (технологии) в течение срока действия лицензионного контракта.
|
|
3. Продажа инжиниринга.
Инжиниринг - предоставление определенного рода услуг фирмой- "
консультантом фирме-клиенту при строительстве промышленных и иных объектов.
Инжиниринг - инженерное искусство.
По роду деятельности инжиниринговые фирмы подразделяются на несколько групп: инженерно-строительные (оказывающие весь комплекс услуг); инженерно-консультационные (берут на себя проектирование и строительство без поставки оборудования); инженерно-исследовательские (изучают рынки, составляют сметы, контролируют монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования и т.д.) и консультанты по организации и управлению (оптимизация управленческих структур, помогают в решении кадровых вопросов, содействуют организации сбыта).
4. Лизинг и его использование.
Лизинг - один из видов аренды машин, оборудования, других материальных средств. В отличии от кратковременного (до 1 года) проката (или рейтинга) лизингом считаются операции по найму имущества на срок, как правило, свыше одного года. При этом, арендодатель сохраняет право собственности на это имущество, а арендатор получает и использует его на основании уплаты согласованных арендных отчислений в течение установленного периода.
ТЕМА 7. МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРОВ:
Проблемы товародвижения включают в себя организацию хранения, грузовую обработку и перемещение товаров от производителя к потребителю в нужное время и в нужное место.
Товародвижение - это деятельность по планированию, претворению в
|
|
жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их производства до мест использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.
Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке (46 %), последующему складированию товаров (26 %), поддержанию товарно-материальных запасов (10 %), получению, отгрузке и упаковке товаров (11 %), административных расходов (4 %) и расходов по обработке заказов (3 %). Общий уровень затрат на товародвижение велик: 13,6 % суммы продаж для фирм-производителей и 25,6 % - для фирм - промежуточных продавцов.
Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. Но ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить и максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А все это способствует росту издержек по товародвижению.
Поэтому деятельность по организации товародвижения сопряжена с большими компромиссами. А это определяет системный подход к принятию решений.
Отправная точка создания системы товародвижения - изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей интересуют:
1) своевременная доставка товара;
2) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента;
3) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах;
4) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро
заменять их;
5) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.
Разработав комплекс целей товародвижения фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. При этом принимаются решения по следующим основным вопросам:
1. Как следует работать с заказчиком? (обработка заказов);
2. Где следует хранить товарно-материальные запасы? (складирование);
3. Какой запас всегда должен быть под рукой? (товарно-материальные запасы);
4. Каким образом следует отгружать товары? (транспортировка).
Обработка заказов.
Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям и фирмам. Изделия, отсутствующие в наличии записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям фирмы.
В идеале торговые представители высылают заказы каждый вечер, иногда передают их по телефону. Отдел заказов быстро обрабатывает поступившие заявки. Склад в кратчайшие сроки отгружает товары. В минимальные сроки оформляются и выставляются счета. Для ускорения цикла "заказ - отгрузка оформление счета" используют компьютер.
Например, корпорация "Дженерал - электрик" имеет систему на основе ЭВМ, которая по получении заказа проверяет кредитоспособность клиента и наличие или отсутствие на складе необходимых товаров. Компьютер выдает приказ на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен и находится в пути. И все это происходит меньше чем за 15 секунд.
Складирование.
Любой фирме приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом.
|
|
Фирме необходимо решить вопрос о желаемом количестве пунктов хранения, исходя из увязывания между собой проблемы уровня сервиса для потребителей и издержек по распределению.
Фирма может иметь либо собственные склады, либо арендовать место в складах общественного пользования. Степень контроля выше, если фирма располагает собственными складами. Однако при этом склады связывают капитал, а при необходимости изменения места хранения, фирма не может реагировать гибко. Преимущества использования складов общественного пользования заключается еще и в том, что они оказывают дополнительные (платные) услуги по осмотру товара, его упаковке, отгрузке и оформлению счетов. Прибегая к услугам складов общественного пользования, фирма имеет широкий выбор как мест хранения, так и типов складских помещений.
Поддержание товарно-материальных запасов.
Предпринимателю хотелось бы иметь запасы товара, достаточные для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Но поддерживать очень большие запасы фирме нерентабельно. С ростом уровня сервиса значительно возрастают и издержки на поддержание товарно-материальных запасов. Поэтому руководству фирмы необходимо знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение товарных запасов.
Транспортировка.
С точки зрения транспортировки нефти и нефтепродуктов самым экономичным является водный транспорт, немного дороже – трубопроводный, и самый неэкономичный - ж/д.
Непопулярность воздушного транспорта вызвана его дороговизной.
|
|
Если отправителя интересует скорость, то его основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным. Если его цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом.
В решениях о транспортировке необходимо учитывать сложные компромиссы между разными видами транспорта, а также их последствия для других видов деятельности в системе распределения, таких, как складирование и поддержание товарно-материальных запасов. Поскольку с течением времени относительные издержки разных видов транспорта меняются, фирмам необходимо пересматривать свои схемы транспортировки с целью отыскания наиболее оптимального варианта организации товародвижения.
Решение о выборе канала распределения - одно из самых сложных решений, которые необходимо принять руководству предприятия. Выбранные каналы распределения непосредственно влияют на все остальные решения в сфере маркетинга. Так, даже политика цен зависит от того, каких посредников выбрало предприятие - крупных и первоклассных или средних и рядовых. Решения о собственном торговом персонале зависят от масштабов коммерческой и учебной работы, которую необходимо проводить с посредниками. Кроме того, решения относительно каналов распределения предполагают выдачу долговременных обязательств другим фирмам.