Учебный процесс в вузе

В течение многих лет ДВПИ обучал студентов 4 года 10 месяцев (на кораблестроительном факультете - 5 лет 6 месяцев), после чего выпускник защищал дипломный проект и ему присуждалась квалификация «инженер». В настоящее время вуз перешел на многоуровневую систему подготовки, которая заключается в следующем. Первые два года все студенты проходят фундаментальную общенаучную и общетехническую подготовку (вот почему, в частности, после техникума абитуриентов не принимают на 3-й курс, а только на 1-й). Окончившим первую ступень предполагается выдавать документ о незаконченном высшем образовании. Обучение на второй ступени продолжается еще два года. Затем студент может защитить выпускную квалификационную работу и получить квалификацию «бакалавр». С дипломом бакалавра он может покинуть вуз и работать на инженерной должности, хотя фактически им в течение какого-то срока придется быть стажерами (это считается законченным высшим образованием), но может продолжить образование на третьей ступени. Здесь существует два варианта. Большая часть студентов поступает на инженерную подготовку, которая продолжается 1 - 1,5 года; выпускники получают квалификацию «специалист» (это общее название, которое в нашем случае можно заменить словом «инженер»). Специалисты могут работать на заводах, в проектно-конструкторских организациях. Лучшие учатся на магистров, срок их обучения - еще 2 года. Магистерская подготовка отличается от инженерной тем, что за каждым закрепляется вполне определенный руководитель (преподаватель), каждому дается определенная тема магистерской работы (как правило, исследовательского характера), преобладает не общая, а индивидуальная подготовка, с углубленным изучением отдельных предметов и более слабым - остальных. Выпускник с дипломом магистра может продолжить обучение, поступив в аспирантуру для подготовки кандидатской диссертации (хотя доступ в аспирантуру не закрыт и специалисту, но магистр дополнительно имеет возможность подготовки и сдачи кандидатских экзаменов в ходе обучения). Он может также работать в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.

Обучение в вузе по той или иной специальности регламентируется рядом документов, среди которых Закон РФ об образовании, Устав ДВГТУ, Государственный образовательный стандарт специальности, учебный план специальности. Образовательный стандарт указывает тот обязательный минимум знаний, который должен обеспечивать вуз. Кстати, каждое образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию, что подтверждает возможность вуза обеспечить подготовку специалистов требуемого уровня и дает право выдавать выпускникам диплом государственного образца. Кроме того, качество подготовки студентов регулярно проверяется различными комиссиями министерства. ДВГТУ, по данным министерства, является лучшим техническим вузом региона и по официальному рейтингу располагается примерно в конце первой десятки среди технических вузов страны. Причем Морской институт по уровню квалификации преподавательских кадров занимает одно из ведущих мест.

Согласно учебному плану, весь период обучения делится на семестры (полугодия); в каждом семестре ведутся занятия по определенным предметам (дисциплинам), а в конце семестра проводится зачетно-экзаменационная сессия. Учебный план включает гуманитарные, общеинженерные и специальные дисциплины. Гуманитарные дисциплины обеспечивают общую культуру специалиста, его научный кругозор. Общеинженерные служат базой для специальной подготовки, которая у кораблестроителей достаточно сложна. Роль специальных дисциплин очевидна. Отметим, что современное судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений, а инженерная подготовка по нашим специальностям весьма разносторонняя. Поэтому специалисты-кораблестроители имеют возможность сравнительно быстро переквалифицироваться и успешно работать во многих смежных отраслях промышленности: в строительстве, машиностроении, авиации и др.

Две специальности, «Кораблестроение» и «Океанотехника», по профилю достаточно близки и относятся к одному направлению. Основное отличие в том, что специальность «Океанотехника» более подробно изучает особые (нетрадиционные) морские сооружения: буровые установки, подводные аппараты, а также суда обеспечения буровых работ и т.п.

Студенческие годы - одни из лучших и наиболее памятных в жизни каждого человека. Но жизнь студента нелегка: учебный план предусматривает 54-часовую рабочую неделю - это намного больше, чем у рабочего. Примерно половину этого времени должна занимать самостоятельная работа. Поэтому каждый студент, если только он не хочет оказаться «за бортом» после первой же сессии, должен упорно учиться, начиная с первой же недели, конечно, при этом находя время и для отдыха, дружеских встреч и т.п. В наши дни, как никогда раньше, многие студенты вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Это требует жесткого режима труда и отдыха, четкой организации учебной работы.

Одна из важных особенностей вузовского обучения заключается в том, что количество учебной литературы по многим предметам меньше количества студентов, а по многим предметам нет учебников, полностью соответствующих программе. Это приводит к необходимости конспектирования лекций. Умение вести конспект вырабатывается постепенно.

В любом случае полезно подробно записывать всё сказанное преподавателем на лекции. Если вы не успеваете записывать, воспользуйтесь одним из способов: 1) придумайте собственную систему сокращений; 2) записывайте вдвоем: например, один пишет объяснения, другой делает рисунки; 3) используйте диктофон, а потом в спокойной обстановке пишите с него конспект (понятно, что последний способ самый дорогой и трудоемкий). Если по дисциплине есть хороший учебник, вы можете не писать подробного конспекта, а записывать те мысли, на которые преподаватель обращает особое внимание. Часто студенты перегружают конспект малозначительными подробностями, выводами и т.п., но не обращают внимания на рассуждения, касающиеся области применения изучаемого материала, допущений, ограничений при его использовании и других моментов, которые не всегда можно найти в учебнике.

Ни в коем случае не оставляйте непонятым учебный материал, который вы изучали на занятиях - иначе вам придется потратить на его изучение гораздо больше времени, чем если вы разберете его «по горячим следам». Не стесняйтесь обратиться к ведущему преподавателю, куратору или сокурснику за разъяснениями. Систематически занимайтесь самостоятельной работой - разбором учебного материала, выполнением домашних заданий, лабораторных, курсовых работ и проектов. Не относитесь чересчур серьезно к известным словам «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год».

Желательно, чтобы после каждой лекции студент прорабатывал ее по конспекту и, возможно, по учебнику и записывал в конспект краткое заключение по разделу с изложением основных его идей.

Сессия - ответственный период в жизни студента. В каждом семестре необходимо сдать все предусмотренные учебным планом курсовые работы и проекты, получить зачеты, а затем сдать экзамены. Студенты, не сдавшие хотя бы один зачет, к сессии не допускаются, а имеющие три задолженности - отчисляются из университета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: