С.В. Антоненко, В.В. Новиков, Г.П. Турмов

Теория аномии как социологический вариант объяснения девиантного поведения.

Аномия – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним равнодушно или негативно, происходит релятивизация норм, что является социокультурным фоном возникновения девиантного поведения.

Основной тезис теории: девиантное поведение – симптом социальной дезинтеграции, ситуация, когда нормы утрачивают свою регулятивную функцию, что влечёт за собой разрушение традиционных отношений. Уровень девиантного поведения обратно пропорционален степени социальной интеграции.

Основные теоретические варианты понимания аномии предложили Э.Дюркгейм и Р.Мертон.

Э. Дюркгейм. Аномия – «безнормность», результат перехода от «традиционного» общества к «модернистскому», от «механической солидарности» к «органической солидарности».

Переход от одного типа общества – к другому означает изменение социальной структуры. Основными чертами традиционного общества были: 1)иерархичность, сословность социальной структуры; 2)жёсткость, устойчивость нормативной системы.

Модернистское общество характеризуется: 1)сложной социальной структурой и высоким уровнем социальной мобильности, 2)относительно свободной нормативной системой, высокой степенью свободы личности.

Логика возникновения аномии в ситуации структурного перехода: переход к большим степеням свободы поведения без смены регулятивных механизмов ведёт к аномии и распространению девиантного поведения.

Этапы формирования девиантного поведения:

· Дифференциация труда и расширение на этом фоне возможностей личного выбора занятий;

· Индивидуация: рост инициативности и индивидуальности поведения на фоне расширения возможностей и роста потребностей;

· Ослабление коллективного надзора на фоне индивидуации;

· Релятивизация норм с последующим усилением неопределённости образцов поведения, жизненных планов и целей;

· Ценностно-целевая дезориентация личности и ослабление императивности всех принципов на фоне релятивизации норм;

· Утрата смыслового контекста жизнедеятельности на фоне ценностно-целевой дезориентации.

Переход от механической к органической солидарности приводит к разрушению сложившихся (традиционных) механизмов социального контроля.

Механическая солидарность основана на суммативном агрегировании усилий функциональных групп и отдельных членов внутри них. В такой ситуации общество ставило конкретные и чётко фиксированные задачи конкретным группам и социальным слоям. Каждый понимал, что от него ждут и каково его место. Это позволяло ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого сообщества. Для каждого слоя была задана своя нормативность и своя норма потребления социальных благ. Потребности и интересы имели свои пределы.

Органическая солидарность основана на индивидуальном выборе видов и объёме функций, предполагает личностно-сознательное принятие на себя обязательств и ответственности. При этом свои потребности и интересы определяет сама личность. При переходе к органической солидарности происходит разрыв между желаниями и обязательствами. К тому же уровень потребления нормативно не определён. Не наработаны механизмы контроля социальных притязаний и санкции за невыполнение обязательств. В предельном случае возникает ситуация, когда «всё позволено». К тому же не ясны социальные обязательства: кто, кому, что и в каком объёме должен? И что он получит от других? Возможности быстрого и радикального изменения социального положения (даже потенциальные) приводят к усилению динамики потребностей и интересов, которая опережает наработку социально приемлемых способов их реализации и, в конечном счёте, приводит к неудовлетворённости жизнью, желанию её изменить любой ценой, либо даже отказаться от неё.

Р. Мертон. Аномия – конфликт норм, несогласованность между культурно предписанными целями и средствами (возможностями) их достижения.

Социальные факторы девиантного поведения:

· Отсутствие законных, институциональных средств достижения целей;

· Недоступность средств для достижения целей.

Типовые формы поведения в ситуации аномии.

Цель Средства Формы поведения
+ + Конформизм: принятие целей и средств
+ _ Инновация: принятие новых целей и отрицание старых средств (способов) жизнедеятельности
_ + Ритуализм: отсутствие целей при сохранении старых средств (способов) жизнедеятельности
_ _ Ретритизм (эскапизм): отсутствие целей и средств
_ + _ + Мятеж (бунт): отрицание существующих целей и средств с заменой их новыми

8.4. Закономерности возникновения и протекания девиации:

· Общей основой возникновения девиации является степень социальных различий, а не уровень удовлетворения потребностей; девиантное поведение возникает в ситуации неблагоприятного социального сравнения.

· Другой основой возникновения девиации является социальная неустроенность – несоответствие свойств личности (способностей, уровня развития, социальных претензий и др.) занимаемой социальной позиции. Последняя может быть «ниже» возможностей личности и тогда – бунт, ретритизм, инновация; или – «выше» (напр. посредственность на высокой должности) и тогда – ритуализм в форме бюрократизма.

· Стигматизация – укоренение девиации в результате подавления нежелательных форм поведения силовыми, институциональными методами. В этой связи следует помнить, что помимо институциональной формы социального контроля существуют: внутренний – интернализация положительных норм и ценностей; групповой – идентификация с референтной законопослушной группой; косенный – через расширения доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным и аморальным.

· Реакция девианта на социальное давление различается в зависимости от агента стигматизации; эффективность социального контроля увеличивается в следующем порядке: социальный институт, общественное мнение, референтная группа.

· Какого-либо устойчивого порядка взаимосвязи различных форм девиации не выявлено: возможно как взаимное их усиление, так и взаимное погашение.

· Девиация может быть и позитивной, направленной на социальное творчество.

· Существует динамика девиантных форм поведения: одни формы поведения перестают считаться девиантными (так, например, некоторые формы сексуального поведения, ранее считавшиеся абсолютно неприемлемыми, теперь такими не являются), но появляются формы поведения, которые начинают считаться девиантными (например, курение, загрязнение окружающей среды).

· В целом, существует тенденция ослабления нормативности, регулирующей личностное поведения; плюрализации стилей жизни, увеличения терпимости к индивидуальным особенностям поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: