Коррупционные преступления

Фальшивомонетничество

Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года. В этой конвенции дано понятие денежные знаки как предметы подделки – это бумажные деньги, включая банковские билет и металлические монеты имеющие хождение в силу закона.

Хождение в силу закона означает нахождение этих денежных знаков в обращении позволяющим отграничить их от коллекционных, старинных, подделка которых не охватывается составом фальшивомонетничества.

К деяниям по подделке относят деяния, в результате которых появляются деньги с очень высоким качеством подделки. В частности в эти действия включают:

1. Обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков.

2. Сбыт поддельных денежных знаков

3. Действия направленные к сбыту, ввозу в страну, получению или добыванию для себя заведомо поддельных денежных знаков

4. Точно также к преступным деяниям относятся обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков

Фальшивомонетничество - преступление с универсальной юрисдикцией, при этом установлено, что в качестве обстоятельства усиливающего ответственность может быть приговор другого суда за аналогичные преступления (рецидив).

Вопросам борьбы с коррупцией уделялось большое внимание международными конгрессами. Коррупция – термин который означает в переводе – подкуп как официальных должностных лиц государства и международных организаций, общественных деятелей, так и управленцев в коммерческих организациях. При этом на международном уровне в качестве одной из особых форм коррупции является продажность официальных лиц преступным группам. К коррупционным проявлениям относят в том числе сращивание должностных лиц с преступными группами.

Декларация ООН по борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН в 1996. При этом согласно данному международному акту взяточничество включает в себя:

1. Предложение, обещание или передача любой частной, государственной или транснациональной корпорацией или отдельным лицом какого либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или иных выгод любому государственному должностному лицу или иному избранному представителю в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией

2. Взяточничество может быть в виде вымогательства, требования, согласия на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или представителем государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной, государственной корпорации, транснациональной корпорации или отдельных лиц в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнения должностным лицом определенных действий.

В частности в декларации предусмотрено, что государство обязуется не допускать возможности вычета из облагаемых налогов сумм взяток. Государство обязано разработать стандарты и методы учета побуждающие коррупцию и взяточничество. В европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года в связи с этим разработан большой блок понятийных определений.

Государственное должностное лицо – лицо, определяемое как госслужащий, должностное лицо, мэр, министр или судья в национальном праве государства, в котором данное лицо выполняет эту функцию как она определяется в уголовном праве. Термин судья используется широко и включает в себя прокуроров и лиц занимающих должности в судебных учреждениях. При этом в самом акте указано, что в случае судебного разбирательства указанное понятие государственное должностное лицо может применяться в смысле не противоречащем национальному законодательству. Взятка может даваться, либо иное вознаграждение или осуществляться иной акт коррупции юридическим лицом. При этом юридическим лицо является образование имеющее такой статус в соответствии с национальным правом, за исключением государственных органов, действующих в рамках предусмотренных национальным правом.

Конвенцией выделяется два вида подкупа:

1. Активный подкуп

2. Пассивный подкуп

Активный подкуп – обещание, предложение или предоставление каким либо образом прямо или косвенно какого либо неправомерного преимущества должностным лицам либо иным третьим лицам с тем чтобы субъект коррупции совершил или отказался от действий осуществляемых в рамках своей функции.

Пассивный подкуп – преднамеренное испрашивание или получение кем либо из государственных должностных лиц прямо или косвенно какого либо неправомерного преимущества для себя или любого иного лица или обещание такого преимущества с тем чтобы должностное лицо совершило действие или отказалось от его совершения.

К проявлениям коррупции также относят использование должностным лицом своего положения в корыстных целях, кроме того отмывание доходов связанных с коррупционными преступлениями, а также деяния связанные с проведением операций со счетами как преднамеренное действий или бездействие цель которых скрыть или представить в ложном свете обстоятельства совершения деяний обладающих признаками коррупционными преступления.

Конвенционной нормой установлена рекомендация для государств-участников предусмотреть возможность привлечения к ответственности юридических лиц, содействовавших или способствовавших совершению коррупционных преступлений. При этом уголовная ответственность юридического лица (если такая допускается национальным законодательством) не исключает самостоятельной уголовной ответственности физических лиц, совершивших деяния обладающих признаками коррупционного преступления.

Конвенционными нормами в качестве особого квалифицирующего признака коррупционных преступлений является статус лиц совершивших данное деяние, обладающего признаками публичности. Отсюда публичное должностное лицо – это лицо предоставляющее какую либо публичную услугу в соответствии с понятиями установленными национальным законодательством, в котором данное лицо выполняет указанные функции.

Коррупционные преступления, как и остальные преступления данной группы являются деяниями с универсальной юрисдикцией, но при этом данные преступления и данная юрисдикция имеют изъятия, связанные с предоставлением иммунитетов и привилегий для отдельных лиц исходя из национального законодательства. К примеру, межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией 1996 года закрепляет принцип территориальной юрисдикции государства-участника, при котором уголовное законодательство не распространяется на акты коррупции за рубежом, за исключением случаев совершения международных экономических или коммерческих сделок, совершенных гражданами либо лицами постоянно проживающими на территории государства-участника. В качестве профилактических мер препятствующих совершению коррупционных преступлений в международном праве установлены правила поведения должностных лиц. Прежде всего речь идет о кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 года, международный кодекс поведения государственных должностных лиц 1996 года. Кодексом закреплено, что должностные лица должны быть беспристрастными, внимательными и справедливыми при выполнении своих функций. Государственные должностные лица не должны использовать своего официальное положение для извлечения каких либо преимуществ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: