Прокурорский надзор
Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества.
В соответствии со ст.ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Выявив нарушения действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор может применять специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.
|
|
Предусмотренная конституционными положениями гарантированная возможность осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти считается одним из принципов правового государства, это одно из основных положений административного права большинства стран континентальной системы.
В соответствии с ч.2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды судов: федеральные - Конституционный Суд РФ, арбитражные суда, суды общей юрисдикции, военные суды, субъектов РФ – уставные суды, мировые судьи.
Судебный контроль включает в себя:
1. Жалобы и заявления граждан;
2. Жалобы и заявления организаций;
3. Заявления органов государственной власти и местного самоуправления о признании незаконными решений и действий органов публичной власти;
4. Заявления прокуроров о признании незаконными решений, действий органов исполнительной власти;
5. Проверка законности актов, действий, решений органов исполнительной власти судами при рассмотрении гражданских, уголовных, административных дел (если это имеет значение для решения вопроса по существу);
6. Санкционирование судами некоторых оперативных мероприятий правоохранительных органов (процессуальных действий).
1-4 - прямой судебный контроль
5-6 - косвенный судебный контроль за законностью государственного управления.
Прямой – когда суд рассматривает дело по заявлению о незаконности акта (действия, решения) органа исполнительной власти. Это непосредственный предмет судебного дела. Решение суда означает признание акта недействующим или нарушающим права граждан.
|
|
Косвенный контроль осуществляется, когда суд выносит частное определение при рассмотрении иных гражданских, уголовных, административных дел, чтобы обратить внимание на факты нарушения закона и причины, этому способствовавшие.
Виды судопроизводства при осуществлении контроля за законностью государственного управления:
- конституционное судопроизводство (Конституционный Суд рассматривал жалобы граждан и их объединений по поводу государственной регистрации, применения мер административного принуждения, по поводу налогов, административной ответственности и т.п.);
- гражданское судопроизводство (арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях юридических лиц – по правилам АПК РФ; суды общей юрисдикции рассматривают споры из публичных правоотношений по правилам ГПК РФ).
ГПК РФ и АПК РФ введены принципиально новые положения о судебном контроле по сравнению с законом 1993 г. «Об обжаловании в суд…».
1. В суд обжалуются (по новой терминологии – оспариваются) акты (индивидуальные и нормативные) органов государственной власти и местного самоуправления, но не предприятий, организаций, учреждений. Споры с последними должны рассматриваться в порядке искового производства.
2. Кроме граждан, другие органы государства, местного самоуправления и прокуратура тоже подают заявления (представление) об оспаривании индивидуальных и нормативных актов (органы – если затрагивают их права, прокуратура – в защиту граждан).
3. Нормативные и индивидуальные акты оспариваются гражданами, если затрагивают их права, а не в любых случаях нарушения законности.
4. Заявление об оспаривании индивидуального акта принимается, если нет спора о субъективном праве, а есть административно-правовой спор, т.е., спор, вытекающий из публично-правовых отношений.
В науке административного права теория административно-правового спора разрабатывается не так давно. Ю.Н. Старилов описал теорию спора и административную юстицию на основе административного права Германии. А.К. Соловьева написала диссертацию по поводу административных судов и административных споров.
Административно-правовой спор имеет следующие признаки:
- это юридический конфликт между органами исполнительной власти (МСУ), с одной стороны, и иными субъектами права, с другой стороны;
- в связи с нарушением субъективных публичных прав физических и юридических лиц индивидуальным или нормативным актом;
- разрешается судами обшей юрисдикции или арбитражными судами (административными коллегиями, в перспективе – административными судами);
- в рамках гражданско-процессуальных (арбитражно-процессуальных) процедур (производств);
- направленность на защиту права тех субъектов, чьи права нарушены. Результат – признание незаконности (или законности) действий органов исполнительной власти (МСУ).
Административная юстиция – понятие неоднозначное, наиболее дискуссионная тема в современном административном праве.
1. Административная юстиция – это порядок рассмотрения и разрешения в суде административно-правовых споров (между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами, с другой).
2. Административная юстиция – рассмотрение административно-правовых споров в судах и в специально созданных органах исполнительной власти.
3. Административная юстиция – рассмотрение споров в любых судах, а также в специально созданных судах.
4. Административная юстиция – это система специальных (административных) судов или квазисудебных органов (административных трибуналов).
|
|
А.К. Соловьева считает, что для существования административной юстиции необходимы 3 момента:
а) материальный – наличие административно-правового спора;
б) организационный – наличие специальных органов (судов или квазисудебных органов);
в) формальный – наличие специального процессуального порядка.
В России в настоящее время нет специальных судов, но есть или будут созданы в ближайшее время административные коллегии. Наличие специальной процедуры – в ГПК РФ есть специальные главы, но нет процессуального кодекса или закона.
В большинстве стран существуют административные суды или трибуналы.
Административная юрисдикция – в широком смысле понимается как:
а) рассмотрение административно-правового спора,
б) назначение административного наказания за деликт;
в) наложение дисциплинарного взыскания за проступок.
В узком смысле – только применение административного наказания. Органами административной юрисдикции называют:
а) суды и другие органы;
б) только другие органы.