Феномен орнаментики в культуре и изобразительном искусстве: ретроспективный анализ

Форма в искусстве. Материя, вещество и материал в искусстве.

Знаково-коммуникативные системы в искусстве.

Семиотические понятия и метафорическое мышление. Основные методы семиотики.

ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Вопросы для обсуждения:

1) Лингвистические, экспериментальные и герменевтические методы семиотики.

2) Смысл и значение: характеристики и отличительные признаки.

3) Метафорическое мышление как инструмент семиотики.

4) Исторические этапы развития семиотики.

Литература:

  1. Гибсон К.Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре / - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.
  2. Иванов В. В.Избранные труды по семиотике и истории культуры / МГУ им. М.В. Ломоносова; - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 816 с.
  3. Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры: учеб.пособие / - М.: КДУ, 2008. - 288 с.

4. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство, 2000. – 703 с.

  1. Селиверстова О. Н. Труды по семантике / - М.: Языки словянской культуры, 2004. - 960 с.

Вопросы для обсуждения:

1) Определение знаковой системы.

2) Знак в системе. Функции знаковой системы в языке и культуре.

3) Типология знаковых систем.

4) Определение языка. Понятие языкового знака.

5) Генезис языка. Факторы своеобразия языка.

Литература:

1. Гибсон К.Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре / - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

2. Иванов В. В.Избранные труды по семиотике и истории культуры / МГУ им. М.В. Ломоносова; - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 816 с.

3. Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры: учеб.пособие / - М.: КДУ, 2008. - 288 с.

4. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство, 2000. – 703 с.

5. Селиверстова О. Н. Труды по семантике / - М.: Языки словянской культуры, 2004. - 960 с.

Вопросы для обсуждения:

1) Вещный и вещественный характер изобразительного искусства.

2) Творчество как творение, изготовление новой вещи.

3) Свойства материи (инертность, тленность, изменчивость, случайность свойств).

4) Материя как исток существования вещи.

5) Природные свойства вещества и преображение их в процессе творчества (физические и эстетические свойства художественной вещи).

Литература:

1. Гибсон К.Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре / - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

2. Иванов В. В.Избранные труды по семиотике и истории культуры / МГУ им. М.В. Ломоносова; - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 816 с.

3. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры: учебник / - СПб.: Лань, 1997. - 512 с.

4. Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры: учеб.пособие / - М.: КДУ, 2008. - 288 с.

5. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство, 2000. – 703 с.

6. Осокин Ю. В. Введение в теорию системных исследований искусства / РАН ГИИМК РФ; - М.: Алетейа, 2003. - 400 с.

7. Пелипенко А. А. Культура как система: [Учебник] / Яковенко И. Г.; - М.: Языки русской культуры, 1998. - 375 с

8. Селиверстова О. Н. Труды по семантике / - М.: Языки словянской культуры, 2004. - 960 с.

Задание. Нарисовать орнаментальное изображение с использованием знаний о семантическом значении орнамента в истории культуры, охарактеризовать его с точки зрения семантики и объяснить смысловое его содержание.

Варианты размещения орнамента:

- одежда для мужчины, женщины, ребенка;

- посуда;

- ковер и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: