· Основаны на идее Л.С. Выготского (30е гг. 20 века) об обучении, идущем впереди развития и ориентированном на развитие ребенка как основную цель. Согласно этой цели, знания - всего лишь средство развития личности, а отнюдь не конечная цель обучения. Таким образом, развивающие технологии направлены на развитие ребенка как основную цель.
· Система начала формироваться с конца 50-х годов; в массовой школе Советского Союза, в том числе и в Белоруссии, она стала распространяться в 80-х — 90-х годах XX столетия. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В. Занкова для начальной школы и Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.
· Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
· В практике преподавания биологии в Беларуси технологии развивающего обучения пока не применяются, требуют разработки и внедрения (поскольку нужно существенно менять всю систему образования, начиная с Программ). Однако элементы данной технологии уже несколько десятилетий активно внедряются в учебный процесс, например, принципы личностно-ориентированых технологий закреплены в Законе Республики Беларусь «Об образовании».
|
|
Таблица 8.2.- Сравнительная характеристика деятельности педагога
при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока
Традиционный урок | Личностно-ориентированный урок |
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. | Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта. |
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. | Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий. |
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. | Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. |
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми. | Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. |
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле. | Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. | Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением. | Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение. |
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. | Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. |
Рис. 8.1 - Целенаправленная учебная деятельность при развивающем обучении (направлена на получении внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления).
|
|
Тема 9 «Организация, методы внеклассной и внеурочной работы по биологии»
1. Особенности внеурочных работ по биологии
2. Летние задания по биологии
3. Особенности внеклассной работы по биологии
4. Кружковая работа со школьниками
5. Экологическое образование и воспитание