Инновационные технологии обучения, их классификация
Понятие о технологии обучения, их классификация
Понятие технология обучения ( очень часто ее используют как синоним = педагогическая технология) вошло в широкий обиход сравнительно недавно – в 90-е годы 20 века. Впервые же оно было введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 году.
Технология (от греч. techne - искусство, мастерство + logos - понятие) в словаре иностранных слов трактуется как: 1) совокупность методов; 2) наука о способах возделывания. В обиходном языке понятие «технология» означает совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
*Педагогическая технология = технология обучения
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (Кларин, 1989).
|
|
Педагогическая технология - это планирование и применение системы средств в образовательном процессе для достижения необходимого результата.
Понятие “технология обучения” впервые введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 году. В докладе “Учиться, чтобы быть”, опубликованном этой организацией, названная дефиниция определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе “Как учиться” впервые приводится ее определение. В нем технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике.
В качестве обобщенного определения предлагается следующее: технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.
Таблица 8. 1 - Сравнение традиционного и технологического подхода
Позиции для сравнения | Традиционная практика обучения | Технологии обучения |
На каких основаниях строится? | На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах | На научных |
Возможности передачи или заимствования другими педагогами | Ограничены. Перенимаются в лучшем случае отдельные приемы. | Большие, поскольку универсальны и объективны. В технологиях не проявлены личностные качества. |
Способ целеполагания (воздействия) | Через деятельность учителя или изучаемое содержание | Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока, темы. |
Контроль | Эпизодический + итоговый | Встроенный в процесс, все ученики опрашиваются по всем учебным элементам |
Гарантирует ли результат? | Далеко не всегда | Да. Если не так, то технология пока не освоена или нет для ее применения соответствующих условий. |
|
|