Контрольные вопросы
Системный подход в психофизиологии
В соответствии с одним из главных принципов системного подхода - принципом целостности - свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим появляется задача: связать отдельные структуры или элементы мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами.
Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией.
Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований.
В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой «сверхсистему», состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. В этой сверхсистеме выделяются два уровня существования систем - микроуровень и макроуровень – и соответственно два типа систем - микро- и макросистемы.
Микроуровень представляет собой совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль - вертикально организованная колонка нейронов и их отростков.
Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы, которые сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга; например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение, представляют разные макросистемы.
Методология системного подхода находит свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях.
Уже в конце XIX в. - в основном в русле клинической неврологии - стали высказываться идеи о единстве функционирования частей мозга в связи этого единства с умственными возможностями человека.
Ф. Голтс (1881) утверждал, что местоположение ума следует искать во всех частях коры, точнее, во всех отделах мозга.
Широкую известность получили проведенные в начале ХХ в. эксперименты К. Лешли.
В отечественной науке одним из первых высказал идею системной организации мозга Л.С. Выготский.
Новое направление - системная психофизиология - ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека.
1. Что изучает психофизиология?
2. Кем был предложен сам термин «психофизиология»?
3. Какие отдельные направления выделяются в рамках психофизиологии?
4. Что изучает нейропсихология?
5. Какова психофизиологическая проблема? Каковы ее решения?
6. Что такое функциональная система (ФС)?
7. В чем суть системного подхода в психофизиологии?