Стратегия (типы) поведения участников конфликтов

Логическая часть беседы

Наладив эмоциональный фон, переходим к содержательной части беседы. В начале установите регламент общения, сколько у Вас есть времени, сколько каждый из участников может выступать, назначьте ведущего, определитесь с ответственностью каждого из участников. Поставьте цели и задачи встречи. Договоритесь о методах проведения, это может быть, например, беседа, дискуссия, презентация или мозговой штурм. Поверьте, затратив на эту часть некоторое время вначале, Вы сэкономите массу времени и нервов в ходе последующего взаимодействия.

Вот общая схема деловой беседы:

1. Знакомство, приветствие.

2. Создание позитивного эмоционального фона.

3. Содержательная часть.

a. Создание единого информационного поля общения. Регламент? Ответственность? Цели?

b. Прояснение ситуации, видение обоих партнеров.

c. Прояснение скрытых факторов, влияющих на ситуацию (возражения, сомнения и пр.)

d. Создание единого подхода к решению задачи.

e. Принятие решения, подтверждение договоренностей.

4. Позитивный эмоциональный фон.

5. Открытие пространства для будущих контактов.


Внешний конфликт интересов легко разрешить, пользуясь грамотными установками и техниками ведения общения.

В процессе разрешения конфликта могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют:

1. соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы. Данная стратегия характеризуется высокой ориентацией обеих сторон на собственные интересы и полное пренебрежение интересами соперника;

2. компромисс — готовность частично поступиться собственными интересами при условии, что соперник поступится своими;

3. избегание — низкая ориентация как на свои интересы, так и на интересы партнера. Эта стратегия заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4. приспособление (уступчивость) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Перечисленные четыре стратегии поведения, как правило, приводят к ущемлению интересов одной из сторон. В результате другая сторона захочет когда-нибудь взять реванш.

Существует, по мнению указанных авторов, пятая стратегия решения конфликта — стратегия сотрудничества.

Сотрудничество означает готовность сторон начать поиск взаимовыгодного решения проблемы, забыть старые обиды, личные предрасположенности. Эта стратегия также имеет название разумного противостояния. Она состоит в том, чтобы предоставить противоположной стороне максимум полезной информации, сопровождаемой минимумом угроз и сопутствующего стресса.

Психолог В. Ночевник рекомендует непременно иметь в виду одно из основных положений: «Источник конфликта — всегда я». Даже если его спровоцировал кто-то другой, так как важна ответная реакция человека на конфликтное поведение оппонента.

Такая позиция наиболее эффективна в сложных ситуациях.

Разрешение конфликта возможно на двух уровнях:

1. полное разрешение, угасание конфликта и на уровне реального поведения, и на психологическом (эмоциональном) уровне. При недоразумении — прояснение позиций. При одностороннем конфликте — выход накопившегося у субъекта раздражения и т. п.;

2. частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не устраняются глубинные, психологические причины, внутренние побуждения к конфликту. Такой выход можно представить в нескольких видах:

· спад, переход в хроническое состояние. Встречается при относительно длительных конфликтах — в личных отношениях или в коллективах. Так называемые «тлеющие» конфликты;

· возврат к состоянию готовности к конфликту. Какое-то обстоятельство (чаще внешнего порядка) прерывает начавшиеся конфликтные действия, но ничего не меняет во взаимоотношениях участников, которые готовы при первой, же возможности вернуться к их продолжению;

· мнимый выход из конфликта — отвлечение от проблемы без ее преодоления.

Средством отвлечения может служить какой-то случайный совместный интерес, самообман и др. При этом исчезает чувство конфликтной напряженности и возникает иллюзия разрешения противоречий и даже победы в конфликте. Тем острее потом переживается неожиданное возвращение оппонента к прежним позициям, которые он в действительности не оставлял, и конфликт вспыхивает с новой силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: