double arrow

Внедрение информационных и интернет технологий, термины и сокращенные обозначения

Термины и сокращенные используемые при информационной поддержке бизнеса, рассматриваемые в курсе учебной дисциплины «Экономика защиты информации».

Сегодня решающее значение для достижения конкурентоспособности экономики имеет разработка и внедрение информационных и интернет технологий в практику и крупных и малых предприятий (за рубежом принят термин Continuous Acquisition and Life-Cycle Support или CALS - информационная поддержка (бизнеса) процессов жизненного цикла изделий).

Сокращенноеобозначение Название системы
на английском языке на русском языке
САЕ Computer-Aided Engineering Средства автоматизации инженерного труда
OLAP On-line Analytical Processing Оперативная обработка данных
КМ Knowledge Management Управление "знаниями
DM Date Mining Добыча данных (знаний) из БД
CAD Computer-Aided Design Автоматизированное проектирование
СЕ Concurrent Engineering Параллельное (комплексное) проектирование
САМ Computer-Aided Manufacturing Системы автоматизированного управления технологическими и испытательными процессами и технологической подготовкой производства
PDM Product Data Management Управление данными об изделии
PLM Product Lifecycle Management Управление жизненным циклом изделия
WF Workflow, Groupware Управление процессами, системой групповой работы
QM, TQM Total Quality Management Сквозной контроль качества
BI Business Intelligence Интеллектуальные ИТ
ERP Enterprise Resource Planning Планирование и управление производством
MRP Manufacturing Resource Planning Планирование производства
MES Manufacturing Execution System Производственная исполнительная система
SCM Supply Chain Management Управление цепочками поставок
CRM Customer Relationship Management Управление взаимоотношениями с заказчиками
SCADA Supervisory Control And Data Acquisition Диспетчерское управление производственными процессами
CNC Computer Numerical Control Компьютерное числовое управление
S&SM Sales and Service Management Управление продажами и обслуживанием
СРС Collaborative Product Commerce Совместный электронный бизнес
SFA Sales Force Automation Автоматизация деятельности торговых представителей

В качестве модели бизнеса рассматривается многомерная модель ГОСТ Р / ИСО 12207. Данная модель рассматривает три группы бизнес процессов:

- Основные процессы;

- Вспомогательные процессы поддержки жизненного цикла;

- Процессыорганизации жизненного цикла.

1. Основные процессы. Эти процессы непосредственно связаны с изготовлением продукции, которое является целью деятельности предприятия. К таким процессам относятся процессы научно-исследовательских работ, проектирования, разработки, серийного освоения, производства, испытаний, гарантированного обслуживания, сопровождения и утилизации изделий. Отличительным признаком этих процессов является существенная составляющая прямых затрат при их реализации по отношению к финальному изделию. Применяемые средства и процессы автоматизации также будут относиться к основным процессам, если создаются и реализуются в составе конкретного изделия.

2. Вспомогательные процессы. Эти процессы связаны с созданием продукции второго и третьего порядка. Такая продукция создается, как правило, не в целях реализации на строну, а в качестве технологических средств для реализации основных процессов. При реализации этих процессов существенная часть затрат может относиться и к прямым затратам, но чаще составляет косвенные затраты по отношению к финальному изделию.

К таким процессам относятся техническая подготовка производства, технологическая подготовка производства, менеджмент качества изделия, изготовление инструмента, снабжение, сбыт и т.д.

К таким средствам и процессам относятся системы автоматизированного конструирования (CAD), технологической подготовки, Product Data Management (PDM), системы управления технологическими процессами (САМ).

3. Обслуживающие процессы. Эти процессы связаны с обеспечением среды реализации основных и вспомогательных процессов. При реализации этих процессов практически все затраты составляют косвенные затраты. К таким процессам относятся процессы управления организацией, процессы управления персоналом.

К таким средствам относятся системы управления производством, финансовыми и другими ресурсами, персоналом, которые в настоящее время оформились под классом ERP-систем, а также Product Life Cycle Management (PLM).

Основной составляющей жизненного цикла системы внедрения информационных технологий является жизненный цикл программного обеспечения, которое используется в управлении предприятием.

В соответствии со стандартом ГОСТ P/ISO/TEC 12207 выделяют следующие базовые процессы жизненного цикла программного обеспечения, реализация которых может и должна быть адаптирована применительно к системе внедрения информационных технологий и ее элементам:

- основные процессы — приобретение (заказ), поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение;

- вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов: документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, валидация (аттестация), оценка (совместный просмотр), аудит, решение проблем;

- организационные процессы — управление, создание и сопровождение инфраструктуры, усовершенствование, обучение.

Между стадиями создания системы автоматизации менеджмента и процессами жизненного цикла системы автоматизации менеджмента существуют отличия (путаницу вносят совпадения в названиях некоторых стадий и процессов).

Стадии целесообразно рассматривать применительно к системе автоматизации менеджмента в целом.

Тогда как процесс — это множество взаимосвязанных действий, которые преобразуют входы в выходы, и они применимы как к системе автоматизации менеджмента, так и к ее элементам. Большинство процессов выполняются циклически на протяжении всего жизненного цикла системы автоматизации менеджмента.

По оси времени процесс создания и эксплуатации системы автоматизации менеджмента делят на фазы. Такой подход соответствует стандарту UP (Unified Process). Любая фаза должна заканчиваться определенным результатом, как то разработкой базовой концепции, разработкой пилотного проекта, разработкой ядра системы, внедрение ядра системы и т.д. Приведенные фазы ни в коем случае не являются рекомендуемыми, поскольку для конкретного предприятия индентификация фаз зависит от слишком большого количества факторов.

Исторически сложилось, что вопросам разработки на предприятии уделялось значительно больше внимания, чем остальным основным процессам жизненного цикла системы автоматизации менеджмента. Неоптимальный процесс разработки сливался с сопровождением, а эксплуатацию в ее современном понимании можно смело характеризовать как перманентный вялотекущий процесс без каких-либо ощутимых результатов. По этим причинам данный процесс остается непонятным большинству менеджеров и вызывает вполне закономерные вопросы о целесообразности его финансирования и реализации.

В связи с наличием большого количества тиражируемого программного обеспечения сейчас процесс разработки для большинства предприятий постепенно упрощается и уступает по важности процессам приобретения и поставки.

К сожалению, несмотря на все возрастающую сложность системы автоматизации менеджмента и рост количества ее элементов, процессам эксплуатации и сопровождения не уделяется должного внимания, а это — самые продолжительные процессы жизненного цикла системы автоматизации менеджмента. От качества их реализации зависит не только эффективность использования, но и совокупная стоимость владения системы автоматизации менеджмента. После того как все программное обеспечение приобретено и введено в эксплуатацию, основное влияние на уровень затрат предприятия на содержание техники, программного обеспечения и других компонентов системы оказывают именно процессы эксплуатации и сопровождения.

К вспомогательным процессам жизненного цикла системы автоматизации менеджмента относятся следующие процессы:

- Документирование — процесс фиксирования информации, которая создается в рамках жизненного цикла системы автоматизации менеджмента.

- Управление конфигурацией — процесс применения на протяжении всего жизненного цикла системы автоматизации менеджмента административных и технических процедур по идентификации элементов системы автоматизации менеджмента, управлению модификацией элементов, фиксированию состояния элементов, подготовки отчетов и регистрации запросов на модификацию, обеспечению интеграции элементов информационной системы управления (ИСУ).

- Обеспечение качества — процесс обеспечения адекватной оценки соответствия системы автоматизации менеджмента и ее элементов установленным требованиям. Понятно, что для его выполнения должны существовать эти требования.

- Верификация (подтверждение выполнения заданных требований) — процесс определения, насколько соответствуют первоначальным требованиям произведенные модификации системы автоматизации менеджмента.

Разделяют верификацию контрактов, требований и верификацию проектов.

Верификация контракто в состоит в установлении того, что поставщик и заказчик имеют возможность удовлетворить требования контракта, требования непротиворечивы и покрывают потребности заказчика, существует процедура внесения изменений в требования, определены формы взаимодействия сторон, определена процедура принятия результатов и существуют критерии их оценки.

Верификация требований состоит в установлении того, что требования согласуются со стратегией развития системы автоматизации менеджмента, требования отражают потребности заказчика, требования непротиворечивы, реализуемы и пригодны для тестирования, используются адекватные методы и средства формирования требований.

Верификация проектов состоит в установлении того, что. проект корректный и непротиворечивый» структура работ проекта адекватна целям, организационная структура адекватна целям проекта,, результаты проекта удовлетворяют требованиям,, определены критерии и процедуры оценки результатов проекта, учтены риски.

- Валидация (подтверждение того, что требования к прогнозируемому использованию системы выполняются) —процесс определения соответствия элементов системы автоматизации менеджмента их целевому назначению. Этот процесс может являться составной частью действий по принятию элементов системы автоматизации менеджмента и состоит в выполнении ряда заданий (подготовка контрольного примера, спецификаций тестов для анализа результатов тестирования; обеспечение отображения в тестировании требований к использованию по назначению;, тестирование;, определение возможности отдельного пользователя успешно выполнять поставленные задачи).

- Оценка - процесс оценивания состояния деятельности и продуктов, полученных в результате выполнения действий в рамках проекта. Управление проектом оценивается исходя из планов, сроков, стандартов и ограничений. Техническая оценка продуктов проекта производится с целью получения доказательств их производства с соблюдением установленных требований.

- Аудит - процесс определения согласованности с требованиями, планами и контрактом. Он состоит в оценке, качества продукта проекта, процедуры принятия проекта,. процедуры тестирования, документации, действий по производству продукта проекта, расходов и сроков.

Информационные технологии способны давать эффект только лишь через повышение производительности и качества, снижение затрат. Все остальные эффекты — это рекламные лозунги, которые нельзя ни измерить, ни проверить, ни подтвердить.

Если эффекта от использования ИТ нет, то следует задуматься над причинами такой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: