Кардиналистическая теория потребительского поведения

Лекция 5. Теория потребительского поведения.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индиви­дуального спроса) на различные товары и услуги.

Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наи­большую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях огра­ниченности ресурсов (дохода). Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Рациональное потребительское поведение предполагает, что потребитель максимизирует совокуп­ную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения.

Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полез­ность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Предпосылки анализа потребительского поведения:

— множественность видов потребления — каждый потребитель стремится иметь множество разнооб­разных благ;

— ненасыщаемость — потребитель стремится приобрести большее количество благ;

— транзитивность — постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой);

— взаимозаменяемость благ — потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида;

— убывающая предельная полезность — с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Основные направления теории потребительского поведения:

Кардиналистическое (от мат. «кардиналь­ное» — количественное число)

Ординалистическое (от мат. «ординальное» — порядковое число)

Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности — «утили»).

Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, при­носит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:

MUa = MUb = MUc

Ра Pb Pc

где MU — предельная полезность товаров а, b, с, соответственно;

Р — цена товаров а, b, с. Простые арифметические преобразования приводят нас к тому, что

MUa: MUb: MUc = Ра: РЬ: Рс.

Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: