Лекция 5. Теория потребительского поведения.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги.
Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.
Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.
Рациональное потребительское поведение предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения.
Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
|
|
Предпосылки анализа потребительского поведения:
— множественность видов потребления — каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ;
— ненасыщаемость — потребитель стремится приобрести большее количество благ;
— транзитивность — постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой);
— взаимозаменяемость благ — потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида;
— убывающая предельная полезность — с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.
Основные направления теории потребительского поведения:
Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» — количественное число)
Ординалистическое (от мат. «ординальное» — порядковое число)
Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности — «утили»).
Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:
MUa = MUb = MUc
|
|
Ра Pb Pc
где MU — предельная полезность товаров а, b, с, соответственно;
Р — цена товаров а, b, с. Простые арифметические преобразования приводят нас к тому, что
MUa: MUb: MUc = Ра: РЬ: Рс.
Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.