Ценообразование при разных типах рынка

В рыночной экономике цены образуются по разному – в зависимости от типа рынка.

В условиях совершенной конкуренции объем продаж отдельной фирмы составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения. Цена на таком рынке устанавливается естественно на уровне, обеспечивающем равновесие спроса и предложения. Она поэтому является для фирмы заданной извне.

В условиях чистой монополии монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара и его цену. Устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию не позволяют издержки и рыночный спрос. Важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке, является эластичность спроса. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

В реальной жизни совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются достаточно редко.

Распространенным типом рынка, наиболее близком к совершенной конкуренции, является монополистическая конкуренция. В условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие прибыли станут стимулом вступления новых фирм в отрасль.

В условиях олигополии несколько крупных фирм контролируют основную часть рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм по объему выпуска продукции и ценам на нее.

Усиление рыночной власти (возможности контролировать цены) показано на рисунке.

совершенная конкуренция монополистическая конкуренция   олигополия читая монополия

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: