Основы теории спроса и предложения
Раздел II. Микроэкономика
Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за необходимые им товары.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Первый представляет собой платежеспособную потребность покупателя, второй – платежеспособную потребность общества в целом.
Факторы, влияющие на спрос (Д) можно подразделить на ценовые и неценовые. Зависимость между ценой (Р) и покупаемым количеством (Q) можно показать на графике, откладывая на оси абсцисс количество товара, а на оси ординат – цену за единицу товара: Кривая спроса имеет вид:
Рис. 6. Кривая спроса
Кривая спроса – это кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию спроса и наоборот. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара. Обратная зависимость спроса от уровня цен определяется следующими причинами:
|
|
1) снижение цен увеличивает число покупателей;
2) снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;
3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара по более низкой цене.
Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса и выражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает. Из неценовых факторов можно отметить:
1) доходы населения (потребителей);
2) спрос и цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары (сопряженные);
3) размер рынка (размер предложения);
4) число покупателей;
5) вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности;
6) ожидания покупателей;
7) реклама.