ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Уважаемый г-н Некрасов!
Образец входящего письма
Выставочный центр Директору АО «Старт»
«Экспо-Бизнес» г-ну Некрасову О.Н.
176854, Москва, 125876Ю Москва,
ул. Вострякова, 118 у. Новая, 28
те. 2345676
р/с 23456087
25.02.04 № 64/18-07
На № 25/08-67 от 12.02.04
О рассмотрении заявки
на участие в выставке
Сообщаем Вам, что заявка Вашего предприятия на участие в весенней экспозиции нашего Выставочного Центра рассмотрено отборочным советом и принята к исполнению.
Для подготовки выставочной экспозиции Вам необходимо командировать в ВЦ «Экспо-Бизнес» не позднее 10.03.04 сроком на три дня ответственного исполнителя по вопросам участия в выставке Вашего предприятия.
С уважением
Директор Центра подпись Ю.В. Страхов
В дело 06-25
Подпись, дата
АО «Старт»
Дата 1.03.04
№ 48/08-25
Васильева 534-25-46
Рассматривая исторические аспекты территориальной организации, следует затронуть и вопросы формирования территориальных органов государственного управления в дореволюционный период. Наиболее заметными были реформы регионального управления в начале XVIII в., когда по указу Петра I были созданы новые административно-территориальные единицы — губернии. В 1708 г. их было 8: Московская, Ингерманландская (с 1710г. переименована в Санкт-Петербургскую), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская). В 1719—1720 гг. губернии были разделены на 45 провинций (позднее их стало 50).
Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Таким образом, институт губернаторства имеет глубокие исторические корни. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой — военно-политическими (не случайно многие губернаторы были военными), учитывался и природно-географический фактор. Так, 5 губерний — Ингерманландская, Рижская, Архангелогородская, Азовская и Астраханская — считались приморскими.
В 1712г. при губернаторах были созданы так называемые особые советы — ландраты. Предполагалось, что это будет представительный своеобразный орган губернии, избираемый всеми дворянами городов или провинций. Однако эта идея не была реализована, ибо не было фактически нормативных документов, регулирующих процедуру голосования. В силу этого формировал ландраты Правительствующий Сенат на основании списков кандидатов, которые поступали из губерний. Интересная деталь: преимущественным правом стать членом ландрата по указу 1716 г. пользовались офицеры, уволенные с действительной службы по ранению или по выслуге лет и не имевшие деревень.
Каким был статус ландратов? По указу 24 апреля 1713 г. ландратам было поручено «все дела с губернатором делать и подписывать», «губернатор у них не яко властитель, но яко президент». Ландраты не входили в систему губернаторской власти. И хотя они наделялись не только функциями консультационными, но и определенного контроля над деятельностью губернаторских учреждений, это было, так сказать, теоретически, фактически же ландраты находились под влиянием губернатора. Права губернаторов были весьма значительными: они выполняли административные, полицейские, финансовые, судебные функции, командовали войсками, находящимися на территории губерний. В состав администрации губернатора входили вице-губернатор, ландрихтер (руководитель судебными делами), обер-комендант (руководитель военного управления), обер-комиссар и обер-провиантмейстер (руководитель финансами, провиантскими сборами).
В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во вводной части этого документа отмечалось, что необходимость нового реформирования связана с тем, что существующие губернии весьма обширны по размерам, несовершенна структура губернского управления.
При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями (последние, как и ландраты, фактически были в подчинении у губернаторов). Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы. Первая - административно-полицейская - включала губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения (этот орган состоял из заседателей от губернских сословных судов и управлял школами, медицинскими и благотворительными учреждениями, «работными» и «смирительными» домами). Второй группой губернских учреждений были финансово-хозяйственные. Основной из них была казенная палата, в функции которой входили налоговые дела, финансовый контроль, руководство государственным имуществом, подрядами, надзор за частной торговлей и промышленностью, ведение учетно-статистическои работы по ревизиям - переписям населения. Как правило, руководил казенной палатой вице-губернатор.
И, наконец, к третьей группе губернских учреждений относились судебные - палаты уголовного и палата гражданского суда. В губерниях того времени функционировали верхний земский суд для дворян, губернский магистрат - для горожан, верхняя расправа - для государственных, дворцовых крестьян, ямщиков. В губерниях также существовала прокурорская служба во главе с губернским прокурором.
В середине XIX в. в России уже насчитывалось 52 губернии, их возглавляли генерал-губернаторы, которые подчинялись Министерству внутренних дел. В администрацию губернатора входили канцелярия, правление, различные комитеты и комиссии, присутствия. Заметную роль играли губернские дворянские собрания — коллективные органы местной дворянской корпорации.
При губернаторе существовало губернское правление, состоящее из 3 человек, задачи которых сводились к обсуждению и решению «общих дел». Исполнительными делами занималась канцелярия губернского правления. Уже начиная с первой четверти XIX в. в состав канцелярии губернатора входило 4 отделения:
— отделение, «заведовавшее» обнародованием законов и постановлений, осуществляющее контроль за движением дел, за подбором кадров;
— отделение, которое осуществляло исполнение дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»;
— отделение, осуществляющее наблюдение за проживающими в губернии поднадзорными, а также контролирующее состояние дорог, мостов, почты, медицинских учреждений;
— отделение, которое ведало финансовыми вопросами, строительством казенных зданий, развитием сельского хозяйства, промышленности и торговли.
К началу XX в. в России было 76 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 10 генерал-губернаторств.
В структуре губернского управления появились новые учреждения: губернское крестьянское присутствие, губернское по земским и городским делам присутствие, губернское по фабрично-заводским делам присутствие, губернское по питейным делам присутствие и др. Губернатор по-прежнему подчинялся МВД» но его права заметно расширились: он получил право проводить ревизию всех
Гражданских учреждений губернии независимо от ведомств влиять на суд, а в 1904 г. — руководить так называемым губернским «особым совещанием».
Важную роль в социально-экономическом развитии губерний сыграли земства. В январе 1864 г. было принято «Положение в губернских и уездных земских учреждениях».
- Согласно этому «Положению» земства, как на уровне губерний, так и на уровне уездов являлись всесословными органами (5).
В составе гласных губернских земских собраний первого созывала 1865—1867 гг.) свыше 74% составляли дворяне, около 4% — духовные лица, 11% — купцы, 0,5% — мещане и чуть больше 10% — крестьяне (5, с. 10). В 1865 г. земские учреждения открыли свою деятельность в Самарской, Костромской, Новгородской, Псковской, Курской, Ярославской, Московской, Казанской, Санкт-Петербургской, Рязанской, Воронежской, Калужской, Нижегородской, Тамбовской и других губерниях. В 1866 г. земскими стали Смоленская, Тверская, Тульская, Симбирская, Орловская, Владимирская, Саратовская; в 1867 — Вятская и Олонецкая, в 1870 — Вологодская и Пермская, в 1875 г. — Уфимская. Мы называем лишь те губернии, которые размещались на территории нынешней Российской Федерации. В 1876 г. царское правительство решило дать земскую форму губернского управления области Войска Донского, но через несколько лет (в 1882 г.) земство на Дону было упразднено из-за протеста казачьих верхов.
В 1883 г. состав гласных губернских земских собраний по сравнению с 1864 г. несколько изменился: возросла доля дворян (свыше 81%) и сократилась доля крестьян (около 7%). К концу XIX в. доля дворян в составе губернских земских собраний достигла почти 90%, а крестьяне в составе этого выборного органа составляли менее 2%. Иными словами, по своему составу губернские земские собрания были фактически дворянскими.