Международные корпорации: сущность, виды, эволюция

Лекция №13. Тема: Транснациональные корпорации. Иностранные инвестиции в России и их регулирование. Вывоз капитала из России.

1. Международные корпорации: сущность, виды, эволюция

2. Особенности деятельности современных транснациональных корпораций

3. Последствия деятельности транснациональных корпораций

в мировом хозяйстве и проблемы ее регулирования

Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. Типы международных корпораций:

1 Транснациональные корпорации (ТНК), к которым относят компании с использованием преимущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интернациональной сферой деятельности. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру.

2 Многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства.

3 Международные корпоративные союзы, которые представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика.

Со времени возникновения в конце XIX века ТНК существенно эволюционировали.

ТНК первого поколения действовали в границах существовавших колониальных империй конца XIX – начала XX веков. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), основной целью которых было получить доступ к дешевым источникам сырья.

ТНК второго поколения существовали в период между двумя войнами начала и середины XX века. Это военные ТНК, деятельность которых была связана главным образом с производством вооружения, боеприпасов, амуниции.

ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса – это технико-потребительские компании. Их целями являлось завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов; они широко использовали достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации предприятий. Становление данных ТНК происходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни заставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок.

ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов – это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: