Потребности, ресурсы и факторы производства

Общество не может существовать без производства. Люди должны иметь для потребления пищу, жилище и др. жизненные блага. Природа, за немногими исключениями, не предоставляет людям готовых к потреблению жизненных благ - их нужно производить. Производство – это целесообразная, совокупная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, для удовлетворения потребностей людей.

Термин производство имеет два смысла:

· «cобственно производство» - непосредственный процесс создания благ в определенный период.

· Общественной производство, т.е. производство осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, на основе разделения труда, кроме того участники производства решают на каких условиях они будут производить продукт, как распределять, обменивать и потреблять.

В рамках нашей темы, речь будет идти об общественном производстве

Итак, в основе функционирования экономики как хозяйственной системы лежат потребности людей. Потребность - это нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы или общества в целом. Потребности людей изменяются с историческим развитием общества. Вместе с тем, запросы, вкусы, привычки людей субъективны. Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он выражает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры. Кроме того, немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг' повышенного качества. Потребности безграничны, в совокупности их удовлетворить невозможно. Это не означает, что потребность в конкретном товаре не может быть удовлетворена. Безграничен комплекс потребностей людей, который может меняться по величине, структуре и качеству.

Потребности весьма многообразны. Соответственно, многообразны и вари­анты их классификации.

По значимости

· Первичные (биологические),

· Вторичные (социальные)

По субъектам потребности различаются на:

• индивидуальные

• групповые

• общественные.

По объекту (предмету, на который они направлены) потребности подразде­ляются на:

• потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье);

• потребности в социально-культурных благах (образование, культура, досуг);

• потребности в средствах деятельности (предметы для производ­ства товаров и услуг);

• потребности в социально-престижных благах (предметы роско­ши).

По возможности реализации:

· реальные

· идеальные

По сферам деятельности выделяют:

• потребности труда;

• общения;

• рекреации;

• экономические.

По характеру удовлетворения:

экономические потребности - та часть человеческих нужд, для удовлетво­рения которой необходимо производство.

неэкономические потребности - могут быть удовлетворены без производства (потребность в воде, воздухе, солнечном свете).

Экономическую науку интересует, прежде всего, экономические потребности

В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на её вершине - духовные потребности. Эта пирамида была разработана американским психологом А.Маслоу, который все потребности людей разделил на пять основных категорий:

1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для выживания человека: потребности в пище, воде, жилье, одежде, отдыхе и многие другие естественные потребности людей.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем определяются необходимостью защиты людей от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного уровня жизни и т.д.

3. Социальные потребности выражают желание человека быть причастным к общению с другими людьми, чувствовать их поддержку, привязанность и т.д.

4. Потребности в уважении - предполагают необходимость признания личных достижений человека, уважительного отношения на производстве к персоналу и во всех сферах жизни и т.д.

5. Потребности самовыражения включают возможность самореализации человека, стремление его к развитию своего внутреннего потенциала, творческих способностей и т.п.

Средства удовлетворения потребностей называются благами. Благом может являться предмет (например, яблоко, очки, вилка), состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (чистое небо, красивый закат, свежий воздух), информация (смешная история, музыка, свежие новости). Использование человеком благ в целях удовлетворения потребностей – это потребление.

Существуют также и антиблага, - предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения (например, громкий шум, дождь, комары). Некоторые антиблага для человека могут быть смертельными (яд, наркотики, алкоголь); при потреблении этих антиблаг жизнь может стать невозможной, и поэтому отсутствие таких антиблаг является благом первой необходимости.

Потребление блага приносит человеку удовольствие. Способность благ удовлетворять потребности в экономической теории называется полезностью. Соответственно, неприятные ощущения, которые вызывает потребление антиблаг, называются антиполезностью (или отрицательной полезностью).

1. Все блага делятся на:

Свободные блага - это блага, которые имеются в неограниченном количестве (воздух, солнечный свет).

Экономические блага - это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому потребляются в ограниченном количестве. Экономическими благами могут быть просто редкие блага, которые могут использоваться различным способами (например, найденная жемчужина может быть использована как украшение или как подарок. Если вы ее подарите, вы не сможете носить ее сами). Экономическими благами являются также те, для производства которых требуются ограниченные ресурсы (например, чтобы произвести хлеб, нужно затратить ресурсы и труд, которые могли бы быть израсходованы на производство торта. Следовательно, вам приходится жертвовать тортом для приобретения хлеба).

Блага могут быть свободными или экономическими в зависимости от условий места и времени, в которых находится человек. Например, вода будет являться свободным благом на берегу реки и экономическим благом в пустыне; свет - свободное благо днём, но экономическое благо ночью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: