Тема 2.1 Материально техническое обеспечение учебно - производственных работ

Лекция 1-2. Организация учебных мастерских.

1. Правовые аспекты оборудования учебных мастерских.

2. Нормативы площадей и требования к планировке оборудования.

3. Организация рабочего места мастера и учащихся

4. Охрана труда в учебных мастерских.

5. Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения

Учебные мастерские

Учебная мастерская — специальное помещение профессиональ­ного учебного заведения, оснащенное необходимым оборудовани­ем, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение про­фессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно­-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, ус­тановок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобре­тают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производ­ственной и технологической дисциплины.

Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснаще­ние, особенности организации учебно-производственной деятель­ности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллекти­ва, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вме­сте с тем, несмотря на большую вариативность организационно - конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совер­шенствовании учебных мастерских в целом и их составных компо­нентов.

Правовые аспекты оборудования учебных мастерских

В практической деятельности мастера производственною обучения достаточно часто возникают проблемы организации и оборудования учебных и производственных помещений. К сожалений многие училища недостаточно осведомлены о правовых и нормативных актах, регламентирующих эти стороны организации производственного обучения. Поэтому необходимо очертить круг» установленных документами положений, которые могут быть основанием при профессиональной деятельности мастера.

1. Необходимо знать, что существуют четко установленные нор­мативы: Строительные нормы и правила — СНиП 2.08.02 — 89, касающиеся размеров площадей учебных кабинетов, учебно-про­изводственных мастерских для каждого из типов, а также Сани­тарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3.1186 — 03, содержащие требования к гигиеническим услови­ям в них.

2. Каждый учебный (специализированный) кабинет или учеб­но-производственная мастерская должны быть укомплектованы в соответствии с типовыми Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. Следует оговориться, что речь идет лишь о необходимом минимуме оснащения. Опыт показывает, что мно­гие учебные заведения системы НПО всегда старались придать материальной базе обучения более широкое наполнение.

3. Ежегодно перед началом очередного учебного года в учреж­дении НПО должен быть оформлен акт-разрешение на проведе­ние занятий в учебно-производственных мастерских. Его подпи­сывают представители администрации района (округа), комитета по образованию, инспекторы санитарно-эпидемиологической службы, пожарной и технической инспекций, руководитель училища, заведующий мастерскими. В соответствии с правилами и нормами проверяются: заземление оборудования, функционирование установок пожаротушения, охранно-пожарной сигнализа­ции, освещенность, работа систем вентиляции и т.д. Своими под­писями члены комиссии удостоверяют, что организация рабочих мест для учащихся и санитарно-гигиенические условия помеще­ний соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии. Здесь же подтвержда­ется, что весь педагогический персонал ознакомлен с установ­ленными правилами, имеет (при необходимости) требуемые до­пуски и подготовлен для работы с учащимися. Без наличия указан­ного акта-разрешения у мастера отсутствуют правовые основания для начала занятий с учащимися в мастерских

4. В мастерской на каждом из видов оборудования должна быть типовая инструкция по технике безопасности с предупреждением об опасностях при работе и описанием необходимых действий, которые следует выполнить до начала работы, во время работы и после ее окончания.

5. Очень существенное значение имеет соблюдение установленных Положением об учебно-производственных мастерских» нормативов по расположению оборудования, определению расстояний, дистанций при его размещении. Здесь нет мелочей и мастер должен четко знать, что отступление при планировке мастерской от нормативов недопустимо.

Таким образом, при организации работы в мастерских необхо­димо обстоятельно изучить и скрупулезно выполнять все норма­тивные и правовые положения, установленные законодательством РФ для производственного обучения. При их соблюдении будет сохранено самое дорогое — здоровье и безопасность учащихся.

Нормативы площадей и требования к планировке оборудования

Роль учебных мастерских для качественной подготовки квали­фицированных рабочих, их состояние и оснащение — огромна. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации рабочего места, знакомятся с механизмами, инструментами, овладевают трудовыми приемами по выполнению операций и комплексов работ, осваивают производственную культуру, учатся рациональному использованию времени, соблюдению требований техники безопасности, производственной и технологической дисциплины.

Вся материальная база производственного обучения — мастерские, специализированные лаборатории и другие помещения могут располагаться как непосредственно в учебном корпусе учреждения НПО, так и в отдельном здании. Второй вариант представляется более предпочтительным, так как неизбежный производственный шум не проникает в кабинеты для теоретических занятий,

С учетом особенностей педагогического процесса и больший физической активности учащихся во время работы площадь на одного ученика может быть увеличена на 25 —40 % по сравнении с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого для учебно-производственных мастерских из расчета на одно место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек)

— слесарная — соответственно 5,4 и 4,0 м2;

— слесарно-инструментальная — 7,2 и 6,0 м2;

— слесарно-сборочная — 8,0 и 7,2 м2;

механическая обработка по дереву — 12,0 и 10,0 м3;

Электромонтажные мастерские, в которых производится пай­ка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие раз­мером не менее 300 х 300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки.

Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводятся рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолиру­ют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При свароч­ной мастерской организуют лабораторию для контроля и механи­ческих испытаний сварочных швов.

Многопостовые сварочные агрегаты устанавливают только в отдельном помещении, изолированном от других помещений. Ра­бочие места для газовой сварки располагают в изолированных ка­бинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки.

В зависимости от профиля учреждений НПО мастерские име­ют склады или помещения для хранения инструментов, инвента­ря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раз­даточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучаю­щегося, но не менее 15 м2. Складские помещения следует прини­мать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2 —0,3 м2 на станочное место. Отдел технического контроля имеет площадь <1.04 м2 на 1 обучающегося.

[ При учебных мастерских следует предусматривать ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещения­ми При этом рекомендуемая высота лабораторий от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, а с крупным оборудованием — 4,2 м.

Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах — не менее 0,8 м). Особое внимание также уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием. Расстояние для малогабарит­ного оборудования — 0,5 м, для среднегабаритного — 0,6 м, для крупногабаритного — 0,8 м.

Примерные нормы расстояний в мастерской:

ширина проходов между торцами станков

или верстаков..................................................... 800 мм

ширина проходов между рядами...................... 1200 мм

ширина проезда в центре мастерской.............. 2000 мм

расстояние от стены (колонны) до тыльной

стороны станка................................................... 500 мм

расстояние до другого станка........................... 800... 1000 мм

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения существует фронтальная и линейная расстановка оборудовании Какая из них оказывается более рациональной в каждом конкретном случае — решают по обстоятельствам. Главное условие планировочных решений для учебно-производственных мастерских следующее: больше площадь под рабочее место — может быть, меньше — не должна.

Рабочее место учащегося

· Рабочее место учащегося — это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально распо­ложенными на нем оборудованием, инструментами, приспособле­ниями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. Как уже говорилось, ра­бочее место учащегося оснащается оборудованием индивидуально­го пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно-техническим требованиям: типичность для профессии; со­временность конструкции; относительная простота в управлении; сравнительно небольшие габариты; оптимальная стоимость; удоб­ство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе.

· При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдает­ся универсальному оборудованию, на котором возможно отраба­тывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обу­чения.

· Кроме оборудования рабочее место учащегося оснащается инди­видуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, ча­стота применения, стоимость. Обычно рабочее место учащегося осна­щается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно. Другие инструменты, приборы, приспособления учащиеся получают от мастера или в инструменталь­ном отделении (кладовой).

· Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для рас­положения и хранения материалов и готовой продукции, докумен­тации, а в необходимых случаях — подъемно-транспортными средствами.

· Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зави­сит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учеб­ной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения.

· Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возмож­ность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого уча­щегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.

· По отношению к источникам естественного освещения рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет на них падал слева (сле­сарные и другие подобные мастерские) или справа (станочные мас­терские) и спереди, но не сзади от учащегося.

· Нормативы раЛющения оборудования рабочих мест учащихся в учебных мастерских для различных профессий различны. Они уста­навливаются по аналогии с соответствующими нормативами произ­водственных цехов и участков.

Рабочее место мастера производственного обучения

· Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитатель­ных и организационных функций по руководству процессом про­изводственного обучения.

· В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера являет­ся центральным, главенствующим. Обычно оно располагается на по­мосте (подиуме) высотой 30—40 см и площадью 7—12 м2, с тем чтобы обеспечивать мастеру возможность хорошо видеть всех учащихся на их рабочих местах, а учащимся — мастера при проведении вводного инструктажа.

· Рабочее место мастера в учебной мастерской для учащихся явля­ется эталоном научной организации, оснащенности и содержания.

· Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения. Мож­но выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в поряд­ке совершенствования) оснащение рабочего места мастера.

· К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся:

· рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым опера­циям и типичным учебно-производственным работам;

· устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);

· устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования;

· устройство для хранения инструментов, приспособлений; ма­териалов, документации, дидактических и технических средств обу­чения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т. п.);

· устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);

· специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и вык­лючения энергии — электрического тока, сжатого воздуха, горюче­го газа и т.п.;

· специальный стол для приемки выполненных учащимися учеб­но-производственных работ.

· Многие опытные мастера производственного обучения, исполь­зуя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наи­более типичные объекты дополнительного оснащения рабочих мест мастера:

· комбинированный шкаф для хранения, систематизации и ис­пользования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);

· пульт дистанционного управления техническими средствами обу­чения, средствами сигнализации и подачи общих команд всем уча­щимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся; комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет»; интерактивная доска; электромагнитная доска;

· контролирующие и «обучающие» устройства, электрифициро­ванные щиты и схемы, интеграторы и т.п.;

· компьютер с комплектом управляемых им устройств (экзаме­натор, консультант, информатор и т.п.).

· При наличии свободных площадей в учебной мастерской до­полнительно к рабочему месту мастера организуют препараторс­кую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся техничес­кие средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, обо­рудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, при­способлений и др.

· Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и об­новляется в соответствие с совершенствованием производственно­го обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения.

· Организуя свое рабочее место, опытные мастера производствен­ного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходи­мым набором специальных и универсальных приспособлений, инструментов, приборов, а также «справочному хозяйству». У опыт­ного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные материалы, стандарты, учебники и учебные пособия по соответствующей профессии. Все это вносит порядок и подлинно научную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.

Охрана труда в учебных мастерских

Ни одно из многочисленных направлений деятельности масте­ра производственного обучения не должно соблюдаться так скрупулезно, как его обязанности, установленные «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации.

В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура дел по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским это следующие документы.

1. Акт-разрешение на проведение занятий в учебных мастер­ских (составляется ежегодно перед началом учебного года).

2. Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учеб­ных мастерских, лабораториях (составляется ежегодно и после ре­монта).

3. Приказ по образовательному учреждению о возложении от­ветственности за состояние охраны труда и должностных обязан­ностях по охране труда (составляется к началу учебного года).

4. Должностные инструкции по охране труда работников обра­зовательного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно).

5. Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте учащихся, ведущийся по установленной форме.

Следует подчеркнуть, что все инструктажи учащихся по безопасным приемам труда должны быть соответствующим образом оформлены в журналах по технике безопасности — при прохождении каждой новой темы учебной программы. Журнал прошнуровывается и является документом обязательного применении. В графе журнала «Инструкция или ее содержание» необходимо обстоятельно и полно перечислить, какие именно предупреждения о возможных опасностях какие конкретно правила безопасной работы были предметом инструктажа, а не обходиться неконкретной общей записью формально-шаблонного характера. Если по какой-либо причине учащийся не был на занятии и не получил этих сведений, мастер ни в коем случае не должен ограничиваться формальной подписью учащегося в якобы полученном инструктаже. Помните: при любом наруше­нии учащимся правил техники безопасности (а при тяжелом исхо­де — особенно!) этот документ становится объектом самого скру­пулезного изучения всеми контролирующими службами.

Периодичность инструктажей дисциплинирует учащихся, предупреждает травматизм при работе. И это принима­ется во внимание в первую очередь при расследовании несчастно­го случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.

Каждый мастер (педагог профессионального обучения) дол­жен помнить извлечение из законодательства РФ о том, что заве­дующий мастерскими, мастер производственного обучения или ру­ководитель кружка «несут личную ответственность в соответ­ствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися во время учебно-воспитательного про­цесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Мастер должен следить за тем, что­бы оборудование и защитные средства в учебных мастерских про­ходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением. Особенно важно выдерживать сроки проверок электро­оборудования и средств пожаротушения.

Следует сделать оговорку, что, хотя многое из сказанного выше напрямую относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблю­дение установленных сроков, проверять выполнение работ бу­дет мастер

В этом вопросе не должно быть упущений и халат­ного пренебрежения установленными нормативами и инструк­циями. Если положено, например, чтобы у каждой разновид­ности оборудования в мастерской находилась типовая инструк­ция по безопасной эксплуатации — значит она должна присут­ствовать, так как в ней есть совершенно ясные требования к действиям перед началом, во время и после окончания работы.

В обязанности мастера входит также обеспечение правил по­жарной безопасности, и систематические инструктажи учащихся по соблюдению установленных правил, предупреждающих эту страшную беду, не должны носить формального характера.

Выше уже отмечалось, что как только мастер производственного обучения подписал трудовой договор (контракт) с администрацией учебного заведения, он возложил на себя ответственность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время учебных занятий в мастерских и при проведении внеурочных мероприятий по специальности мастер полностью отвечает за соответствие условий работы.

Вот почему так важно максимально предупреждать возможности травматизма от опасных факторов. Мастер должен по­стоянно помнить, что при изучении каждой темы он обязан неус­танно предупреждать учащихся об опасных зонах и возможных опас­ностях при неверных действиях. Эти вопросы неизменно должны быть в поле внимания мастера, первоочередными в его практической де­ятельности при производственном обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: