Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже х1х-XX вв

С 1870г. капитализм в более развитых странах вступает в качественно новую стадию.

Кризис 1873 г. способствовал усилению централизации капитала в руках сильных промышленников. Капитализм свободной конкуренции стал перерастать в монополистический капитализм.

Растущая концентрация и централизация капитала опиралась на быстрый рост производительных сил.

В конце 19 века произошли технологические сдвиги, которые кардинально изменили технологическую базу производства. (вторая технологическая революция). Прежде всего, произошла замена основного вида энергии, переход к электричеству. Это стало возможным в результате изобретения динамо-машины (Сименс) и генератора (Т. Эдисон). На основе электричества была создана новая энергетическая основа промышленности и транспорта, т.е. решена крупнейшая техническая проблема. В 1867 г. в Германии В. Сименс изобрел электромагнитный генератор с самовозбуждением, которым при помощи вращения проводника в магнитном поле можно получать и вырабатывать электрический ток. В 70-е гг. была изобретена динамо-машина, которую можно было использовать не только как генератор электроэнергии, но и как двигатель, превращающий электрическую энергию в механическую. В 1883 г. Т. Эдисон (США) создал первый современный генератор. Следующая успешно решенная задача — передача электроэнергии по проводам на значительные расстояния (в 1891 г. Эдисоном создан трансформатор). Таким образом, сложилась современная техническая цепь: получение — передача — прием электроэнергии, благодаря чему промышленные предприятия могли размещаться вдали от энергетических баз. Производство электроэнергии было организовано на особых предприятиях — электростанциях.

Сначала электроэнергия к рабочим местам направлялась по электроприводу, который был общим для всего машинного комплекса. Затем он стал групповым и, наконец, индивидуальным. С этого момента каждая машина имела отдельный двигатель. Оборудование машин электродвигателями увеличило скорость станков, повысило производительность труда и создало предпосылки для последующей автоматизации производственного процесса.

Поскольку потребность в электроэнергии неуклонно росла, техническая мысль была занята поисками новых типов первичных двигателей: более мощных, более быстроходных, компактных, экономичных. Самым удачным изобретением стала многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса (1884), сыгравшая значительную роль в развитии энергетики — она позволяла во много раз повысить скорость вращения.

Наряду с тепловыми турбинами шли разработки гидравлических турбин; впервые они были установлены на Ниагарской гидроэлектростанции в 1896 г., одной из крупнейших электростанций того времени.

Особенное значение получили двигатели внутреннего сгорания. Модели таких двигателей, работавших на жидком горючем (бензине), создали в середине 80-х годов немецкие инженеры Г. Даймлер и К. Бенц. Эти двигатели использовались моторным безрельсовым транспортом.

В 1896—1987 гг. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания с большим коэффициентом полезного действия. Затем он был приспособлен к работе на тяжелом жидком топливе и получил исключительно широкое применение во всех отраслях промышленности и транспорта. В 1906 г. в США появились тракторы с двигателями внутреннего сгорания. Применение их в сельском хозяйстве началось с 1907 г. Массовое производство таких тракторов было освоено в годы Первой мировой войны.

Одно из важнейших достижений второй НТР — изобретение радио — беспроволочной электросвязи, основанной на использовании электромагнитных волн (радиоволн). Эти волны были впервые обнаружены немецким физиком Г. Герцем. Практическое создание такой связи осуществил выдающийся русский ученый АС. Попов, продемонстрировавший 7 мая 1885 г первый в мире радиоприемник. Затем последовала передача на расстояние радиограммы, в 1897 г. осуществлена радиотелеграфная связь между кораблями на расстоянии 5 км. В 1899 г. достигнута устойчивая длительная передача радиограмм на дистанцию 43 км.

Итальянский инженер Г. Маркони в 1896 г. запатентовал способ передачи электрических импульсов без проводов. Значительная материальная поддержка английских капиталистических кругов позволила ему в 1899 г. осуществить передачи через Ла-Манш, а в 1901 г. — через Атлантический океан.

В 1885 году в Германии был построен автомобиль (Даймлер, Бенц). В 1892 году автомобиль был построен в США Генри Фордом. К началу 20 века на заводах Форда выпускается более 4000 автомобилей в год. Изобретение двигателя внутреннего сгорания и авто способствовало росту нефтедобычи и нефтепереработки.

В химической промышленности были разработаны синтетические способы получения красящих, лекарственных, парфюмерных и других органических соединений. Были внедрены в производство высокопроизводительные способы получения серной кислоты и соды.

В металлургической промышленности сложились новые способы производства стали. С 1970 по 1900гг. мировое производство стали возросло в 56 раз.

В легкой промышленности стал использоваться автоматический ткацкий станок, обувные автоматы и другие автоматы.

Новая технологическая база изменила систему транспорта. Резко выросла мировая ж/д сеть, появился электротранспорт, воздушный, трубопроводный, танкеры, автомобильный

Появилось высшее техническое образование.

Технические сдвиги конца 19 века не только требовали укрупнения производства, но и создавали для этого технические условия. Это влекло за собой изменения в организации капитала. В 70- 80-х годах 19 века начинается переход к системе акционерного предпринимательства.

Этот период характеризуется следующими основными тенденциями:

- быстрый прогресс науки и техники и использование достижений научно-технического прогресса в производстве. На этой основе окончательно утверждается крупное машинное производство;

- развиваются важнейшие организационно-экономические процессы, в частности концентрация и централизация капитала и производства.

Концентрация капитала – процесс присоединения к функционирующим инвестиционным ресурсам все большей части прибыли предприятия.

Централизация капитала – объединение нескольких индивидуальных капиталов в один крупный, либо путем слияния (через образование акционерных обществ), либо путем поглощения (покупки одного предприятия другим).

Централизация производства – процесс создания крупных предприятий на которых было бы экономически выгодно и целесообразно внедрять крупные машинные технологии.

Концентрация производства - процесс сосредоточения выпуска подавляющей массы продукции данного вида на немногих крупных предприятиях.

Темпы технического прогресса в этот период были самыми большими за всю историю развития техники. Этот период получил название технической революции Х1Х-ХХ вв.

2.Монополизация экономики. Быстрый рост производительных сил, возникновение новых отраслей и технологий требовали значительного укрупнения производства и капитала.

Монополизация экономики обусловлена повышением степени концентрации и централизации капитала и производства. В процессе конкурентной борьбы между предприятиями она ускоряется такими явлениями как экономические кризисы, осуществление протекционистской политики государством.

Особенности монополизации экономики определяются ее структурой, наличием или отсутствием колоний, и т.п. и сводятся к следующему:

- степень концентрации капитала и производства в различных отраслях;

- количестве монополистических объединений;

- степени влияния монополий на экономику;

- преобладании тех или иных организационных форм монополий.

Монополии образовались в добывающей и тяжелой промышленности в других отраслях и постепенно определяли внутреннюю и внешнюю политику капиталистического государства.

Произошло сращивание промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала, финансовых групп. Ф. группы включали ряд промышленных и банковских монополий.

В последней трети 19 века во внешней торговле возродился протекционизм. Вывоз товаров становиться невыгодным и на первый план выходит экспорт капитала. Капитал вывозится туда, где есть дешевое сырье и рабочая сила.

К началу 20 века мир был поделен на сферы влияния между союзами монополистов и начинается борьба за его передел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: