Самосовершенствование

Любовь, милосердие и справедливость

Любовь и долг

Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви

Вопрос 5. Милосердие

1. Милосердие - это:

• доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

• сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

V благотворительность.

В христианской этике заповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Иисус Христос).

Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая

врагов.

Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь

милосердная, инициативная.

Ф. Ницше в своей критике христианской этики утверждал, что милосердная любовь является средством маскировки себялюбия, зависти, потворствования слабостям человека. По мнению Ницше, человек должен любить не ближнего (обыденное), а "дальнее", будущее (высшее, совершенное).

1. Любовь - это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгуляции и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

• мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг;

• любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;

• любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

"Бескорыстное благоволение" (которое и называют любовью) может бы подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому независимо от отношения к нему).

Категорический императив И. Канта по содержанию тождествен запо­веди любви: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему... как к средству ".

Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевс­кий. Он утверждал: любовь - это:

• метафизическая основа нравственности;

• форма деятельного, заботливого отношения к людям;

• чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сенти­ментальное проявление любви).

Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забы­вает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себя­любия.

Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

3. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечелове­ческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

В. С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулиров­кой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мне­нию Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духов­ного опыта человека.

Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравствен­ными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вто­рая – ненависти.

Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно проти­востоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому челове­ку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что мило­сердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основ­ным уровням морали).

Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей.

Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

* является долгом человека;

* не является обязанностью человека (рекомендуемое требование);

* основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

4. Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интерес других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству. Милосердие является средством и содержанием самосовершенствования человека.

Л. Н. Толстой предложил модель подготовки к опыту деятельной любви:

• не позволять себе думать дурное ни о ком;

• не говорить дурное ни о ком;

• не делать другому того, чего себе не хочешь.

Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.

Вопрос 6. Личные отношения: любовь, семья, дружба

1. Личные отношения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow