Ограничение эгоизма

Разумный эгоизм. Принцип взаимополезности

Эгоизм. Альтруизм, Эгоцентризм

1. Эгоизм (от лат. ego - я) - жизненная позиция, когда человек считает удовлетворение своего интереса высшим благом и одновременно игнорирует интересы других людей и сообщества (или ущемляет их).

Альтруизм - это бескорыстие, действия, направленные на достижение общего блага, удовлетворение интересов других людей.

•Эгоцентризм — отношение человека к себе как к безусловной ценности, а к другим людям - как к средству для достижения собственных целей.

Эгоизм может укладываться в рамки, задаваемые заповедью "не вреди". Человек может реализовывать личный интерес, если он не ущемляет интересы других людей.

2. Эгоизм считается аморальной нравственной позицией: человек, стремящийся реализовать личный интерес, не считает значимыми требования морали и в некоторых случаях может пойти на нарушение основных запретов.

Вместе с тем многие этические мыслители (Т. Гоббс и др.) утверждали, что эгоизм:

* является важным мотивом общественной жизни и деятельности (экономической, политической и др.);

* обусловлен характером общественных отношений, основанных на взаимной полезности;

* содействует общему благу, так как общий интерес складывается из разнообразных личных интересов.

В личный интерес человека могут входить интересы других людей, общий интерес, исполнение норм нравственности. Такую позицию называют "разумным эгоизмом".

Согласно этическому учению разумного эгоизма человек в первую очередь стремится удовлетворить свои интересы. В число личных интересов входят интересы, не противоречащие общему благу или даже содей­ствующие ему.

Сторонники разумного эгоизма считают, что:

* экономические, хозяйственные отношения могут строиться только на принципе взаимной полезности;

* в случае отказа от эгоизма отношения теряют характер взаимной полез­ности;

* отношения, возникающие в хозяйственной деятельности, являются выражением общественной нравственности.

Позиций разумного эгоизма придерживается индивид, включенный в систему взаимных прав и обязанностей (общественный договор).

Однако в обществе сосуществуют конкурирующие группы (в том числе криминальные) и нравственно отчужденные друг от друга люди. В таких условиях возможны пренебрежение регулятивными системами, антисоциальные, аморальные действия людей.

Проблемы мотивов разумного эгоизма были рассмотрены Т. Гоббсом, Д. Ролзом и др. Среди них выделяется так называемая "проблема безбилет­ ника", которая заключается в следующем:

* в условиях коллективной деятельности по производству благ неучастие человека ("безбилетника") в этом процессе незаметно;

* усилия человека в условиях коллективного бездействия не принесли бы результатов;

* неучастие небольшого количества людей в коллективных усилиях не наносит прямого вреда, но подрывает отношения сотрудничества.

Идеи разумного эгоизма распространены в обыденном сознании лю­дей, как прагматическая ориентация - в нравственности (личное благо - цель; польза, успех, эффективность - высшие ценности). Практичес­кая ориентация на разумный эгоизм может привести к принудительно­му утверждению общего интереса как интереса каждого, к скрытому приоритету интересов правящей группы и др.

Принцип взаимополезности. В условиях рыночной экономики автоном­ный человек является обладателем товаров и услуг, полезных для других людей и сообщества. В таких отношениях эгоцентризм ограничивается и регулируется принципом равенства и правом. Принцип взаимополезно­сти сглаживает конфликт личных интересов и позволяет человеку при­знать значимость интересов других людей, не нарушая приоритета сво­их интересов.

3. Справедливость заключается в том, что каждый член общества вносит посильный вклад в общее благо. Однако содействие общему благу не входит в личные интересы индивидов.

Вследствие этого осуществление справедливости, искоренение coциального паразитизма должны осуществляться силами руководящих органов и учреждений на основе ограничения эгоизма. Ограничение эгоизма должно носить правовой (возложение на людей определенных обязанностей) и моральный (например, альтруизм) характер.

Вопрос 3. Прикладная этика. Государство и насилие

1. Насилие. Государство

2. Смертная казнь. Этические аргументы "за" u "против"

1. В общественном сознании насилие вызывает принципиально негативное отношение. Однако допускается оправдание насилия как исключение из негативного отношения к нему.

Под насилием понимаются:

* подавление человека, ограничение условий личного развития;

* нанесение физического и экономического ущерба.

Можно выделить насилие прямое и косвенное, физическое, экономическое, психологическое, политическое и др.

Насилие является средством обеспечения власти человека над человеком. Власть - это усиление воли человека за счет воли других людей, принятие решения за других.

Власть может быть основана на:

* превосходстве воли;

* взаимном договоре (власть закона и др.);

* насилии.

Насилие является нарушением свободы воли человека, поскольку заключается в подчинении одной воли другой или ее пресечении, осуществляется путем внешнего воздействия, принуждения.

Насилие было свойственно естественному состоянию человека, когда каждому природному сообществу людей соответствовал свой критерий правоты. Историческое развитие человечества связано с преодолением насилия в процессе сознательной, целенаправленной деятельности.

Первой формой нравственного отношения к насилию, его ограничен в первобытном обществе был талион. Он:

• был основан на взаимном признании права силы, уважении друг друга как людей, способных защитить свои права силой;

• предусматривал возмездие путем нанесения равного ущерба ("око за око").

Возникновение государства стало более высокой ступенью ограниче­ния насилия. Государству:

• приобретает монопольное право на насилие;

• создает специальные институты, осуществляющие насилие;

• заменяет насилие косвенными формами (манипулирование обществен­ным мнением, сознанием и др.).

Основной задачей государства является обеспечение жизни и безопас­ности людей. В государстве:

• право на насилие закреплено законом;

• каждому случаю применения насилия предшествует объективное и бес­пристрастное расследование, обсуждение;

• осуществляются профилактика насилия, воздействие на условия и об­стоятельства, способные привести к насилию. Государственное ограничение насилия предполагает окончательное пре­одоление насилия, переход к принципиально новому, ненасильствен­ному устройству общества.

Многие моральные и политические философы считали, что:

• насилие государства остается насилием, противоречащим нормам мо­рали;

• монополия на насилие может привести к его избыточности и безнака­занности;

• институциональность насилия придает ему анонимность и др.

2. Смертная казнь - это убийство, осуществленное по приговору суда в рамках права государства на легитимное насилие.

Государство обязано обеспечить жизнь и безопасность граждан. Оно имеет исключительное право распоряжаться жизнью граждан в случае нару­шения ими норм, предусматривающих смертную казнь, и с этой целью создает карательную систему.

В современном обществе возникло отрицательное отношение к смерт­ной казни, обоснованное этическими аргументами, сокращается круг лиц, к которым может быть применена казнь, уменьшается число стран, где применяется казнь.

Этические аргументы, оправдывающие смертную казнь:

• казнь является возмездием за убийство, актом справедливости;

* является актом устрашения, предотвращает повторение подобных преступлений;

* освобождает общество от опасных преступников;

· избавляет преступника от мучений пожизненного заключения.

Однако смертная казнь:

* как акт государственной деятельности не является эквивалентом преступления;

* превышает убийство по своему психологическому воздействию;

* не учитывает нюансов вины преступника;

* не уменьшает количества преступлений;

* не возмещает нанесенного преступником ущерба;

* не предусматривает права преступника на выбор (между казнью ипожизненным заключением);

· является простым и дешевым способом избавиться от преступника.

Этические доводы против смертной казни.

* Казнь нравственно развращает общество:

* утверждает людей вомнении, что убийство может быть благом;

* может провоцировать самосуд;

* воспринимаетсякак порок, сопровождается ужасом и отвращением.

* Казнь является антиправовым актом:

* нарушает равновесие блага общества и свободы личности;

* наказывает не только виновного, но и его близких;

* необратима, не компенсируется в случае судебной ошибки.

Казнь отрицает принцип самоценности личности человека,

заповедь убий".

* Казнь находится вне компетенции человека:

* человек не может безусловно судить о виновности и неисправим преступника;

* деятельность человека должна ограничиваться пределами необходимости.


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: