Вредное влияние производственных факторов

Нерациональная организация образовательного процесса

Негативное влияние факторов воспитания и обучения

Ухудшение физического развития и состояния здоровья

Гигиена детей и подростков

Лекция № 24

Гигиена детей и подростков – профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывает научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функции и благоприятного развития организма детей и подростков.

Нормирование – это научно обоснованное определение тех параметров или той интенсивности воздействия на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. Гигиеническая норма способствует сохранению здоровья.

Принципы:

1) Специфичность норм

2) Непостоянство (сменяемость) норм

3) Развивающая, тренирующая направленность

4) Дифференциация гигиенических норм с учетом пола, возраста, состояния здоровья

Проблемы:

Стремительный рост числа хронических заболеваний, увеличение детей с дефицитом массы и низким ростом, увеличение заболеваемости нервной системы, нервно-психических заболеваний, болезней ЖКТ, эндокринных болезней и др.

Социальные последствия:

Неготовность детей к обучению в школе, ограниченность в выборе профессии, службы в армии, нарушение формирования и развития репродуктивной функции, следовательно, ухудшение демографических показателей, повышение инвалидности, смертности, заболеваемости.

10% школьников могут считаться здоровыми

50% имеют морфофункциональные отклонения

40% - хронические заболевания

К окончанию школы: 1,5% - здоровые, 20% - отклонения морфофункциональные, 70% - хронические заболевания.

Внутришкольная среда до 21%

20% - несоответствие помещений

30% - несоответствие мебели

3% - требуют капитального ремонта и др.

Учебный день младших классов – 10 ч., старших классов – 12-15 ч.

- нарушения в режиме дня

Сокращение сна, уменьшение двигательной активности, следовательно, 50-70% школьников утомлены, 75% - гиподинамичны.

- отсутствие полноценного сбалансированного питания

Белковая, энергетическая недостаточность

Организация питания

43% - повышенная загазованность; шум, ультразвук и др. работа с 14 лет. Контроль 1 раз в 3 года.

- широкое распространение вредных привычек

К 11 классу 60% мальчиков курят, 40% девочек.

- проблемы медицинского обеспечения

50% общеобразовательных учреждений укомплектованы медицинским обеспечением. Низкая эффективность профилактических медицинских осмотров. 80% времени занимает ведение медицинской документации, 20% - лечебно-профилактические мероприятия.

Здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.

Показатели здоровья:

Физическое развитие

Заболеваемость

Инвалидность

Смертность

Распределение по группам здоровья

Факторы:

- генотип популяции

- образ жизни

- окружающая среда

Влияние социальных факторов – 50%, биологических – 20%, антропогенных – 20%, медицинского обслуживания – 10%.

Особенности формирования здоровья:

- глобальные тенденции

Снижение смертности, улучшение других демографических показателей. Развитие страны.

Тенденция к социальной однородности показателей здоровья разных социальных групп.

Снижение инфекционных заболеваний за счет вакцинопрофилактики.

- общ. закон

1) с возрастом уменьшается число здоровых детей и увеличивается доля детей с хроническими заболеваниями. Количество острых заболеваний с возрастом снижается.

2) уровень и структура заболеваемости изменяется с возрастом и в динамике

- региональные особенности

Йододефицитные заболевания и экологически обусловленные заболевания.

Биологические маркеры техногенного загрязнения окружающей среды:

1) Аллергические заболевания

2) Бронхолегочные заболевания

3) ЖДА

Комплексная оценка здоровья МЗ РФ 621 2003 года (приказ)

4 базовых критерия:

1) Наличие или отсутствие функциональных нарушений и хронических заболеваний

2) Уровень функционального состояния основных систем организма

3) Уровень и гармоничность нервно-психического и физического развития

4) Степень сопротивляемости организма

Реактивность – способность реагировать на воздействия.

Резистентность – устойчивость организма.

ЧДБ (часто длит. бол.) – 4 и более раз за год или более 25 дней по одному заболеванию.

Группы здоровья детей:

1) Здоровые дети с нормальным нервно-психическим и физическим развитием без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

2) Здоровые дети, но имеющие морфофункциональные отклонения.

3) Больные дети с хроническими заболеваниями и морфофункциональными дефектами в стадии компенсации. Обострения заболеваний редкие, нетяжелое течение, нарушение функций только в период обострения.

4) Больные дети с хроническими заболеваниями и морфофункциональными дефектами в стадии субкомпенсации. Обострения заболеваний частые с осложнениями, нарушение функций даже вне обострения, требуется поддерживающая терапия.

5) Больные дети с хроническими заболеваниями и нарушениями развития в стадии декомпенсации. Вовлекаются другие органы и системы. Дети инвалиды обучаются на дому.

Проводятся ежегодные профилактические медицинские осмотры.

Углубленные медицинские осмотры:

1) В 3 года (пост. ДОУ)

2) За год до поступления в школу

3) В 7 лет (по окончанию 1 класса). Оценивают степень адаптации к обучению в школе.

4) В 5 классе (переход к предметному обучению)

5) Препубертатный период

6) Пубертатный период

7) По окончанию 11 класса Ф – 086 У

Этапы:

1) Месестринский, доврачебный

Скрининг-тесты, анкеты, сбор антропометрических данных.

2) Врачебно-педагогический этап

Медицинские осмотры.

3) Специализированный этап

Углубленный осмотр врачами узкой специальности.

3 группы для занятия физической культурой:

1) Основная (здоровые дети с хорошей физической подготовленностью)

2) Подготовительная группа (морфофункциональные нарушения, плохая физическая подготовка, занимаются вместе с основной группой, сдача нормативов отсрочена)

3) Специальная группа (дефекты развития, хронические заболевания, занятия по специальной программе под контролем учителя и медицинского работника, ЛФК)

Физическое развитие – совокупность морфофункциональных свойств организма, характеризующие его рост и развитие.

Значение:

1) Показатель здоровья и критерий для определения группы здоровья

2) Объективный критерий эффективности профилактических мероприятий

3) Историческое значение (акселерация, стагнация)

4) Изучают для разработки стандартов физического развития

5) Определение размеров детской одежды, обуви, мебели

6) Эстетическое значение

Основные закономерности роста и развития:

1) Неравномерность темпа и роста

2) Неравномерность роста и развития отдельных органов и систем, гетерохромность

3) Обусловленность роста и развития полом, половой диморфизм

4) Биологическая надежность функциональных органов и систем

5) Генетическая обусловленность развития и роста

6) Эпохальная тенденция и цикличность роста и развития

7) Обусловленность роста и развития средовыми факторами

Акселерация – ускорение роста и развития организма.

Основные теории Лисицин, 1973 г.:

1) Физико-химическая теория: гелиогенная, радиоволновая, теория космической радиации, повышенной концентрации СО2

2) Теория отдельных факторов условий жизни: алиментарная, нутритивная и др.

3) Кинетическая теория: теория циклических биологических изменений, теория гетерозиса (смешение популяций)

4) Теория комплекса факторов условий жизни: урбаническая теория, теория комплекса социльно-биологических факторов

Стагнация – отсутствие или стояние развития.

Децелерация – уменьшение средних показателей физического развития.

Показатели физического развития: соматометрические, соматоскопические, физиометрические и др.

Методы оценки:

ü Метод индекса: минус – рост ребенка непропорциональный процесс

ü Метод сигмальных отклонений: отсутствие взаимосвязи между признаками

ü Метод центильных шкал: нет взаимосвязи признаков, но прост в исполнении, метод высшей математики

ü Оценка по шкалам регрессии (между ростом и массой тела): трудоемкость и асимметрия правосторонняя

ü Оценка по комплексной схеме: 2 этапа: оценка морфофункциональных показателей и оценка биологического возраста

Гигиенические основы режима дня детей и подростков:

- режим питания

- время пребывания на открытом воздухе

- продолжительность и кратность сна

- продолжительность и место обязательных занятий в школе и дома

- свободное время (двигательная активность)

Значение:

1) Оптимальная работоспособность. Предупреждение переутомления, укрепление здоровья, процессы протекают с меньшей физиологической стоимостью.

2) Ровное, бодрое настроение, интерес к учебе и творчеству. Нормальное развитие.

Основные компоненты: адекватная двигательная активность, достаточный сон.

Двигательная активность:

1 год – 5-6 ч/сут, дошкольники не менее 4ч/сут, младший школьный возраст – 3-3,5 ч/сут, средний – 2-2,5-3 ч/сут, старший – 2-2,5 ч/сут.

Сон:

С 3-6 месяцев – 3-4 раза, 6-9 месяцев 3 раза по 1,5-2 часа, с 9мес до 1 года – 2 раза 2-2,5 часа, 1-1,5 года – 2 раза 1,5-2 часа, 1,-3 года 1 раз 2,5-3 часа, в последующем уменьшается.

ДОУ 10-12 часов сна, из которых 2 часа дневной сон.

Подготовительная группа 11, 5 часов сна (1,5 часа днем).

Школьники 7-10 лет 11 часов, 1 класс + дневной сон.

11-14 лет 9-10 часов сна.

15-17 лет 8-9 часов сна.

Кратность питания:

1 год по требованию, промежутки не более 3,5-4 часов, у взрослых не более 5 часов.

ДОУ младшая группа 11 занятий в неделю не более 2 занятий в день по 15 минут, средняя группа 12 занятий, не более 2 занятий по 20 минут, старшая группа 15 занятий не более 25 минут, подготовительная группа 17 занятий 3 раза по 30 минут.

Общественно-полезный труд 25-30 минут.

Самостоятельная деятельность не менее 3-4 часов в день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: