Система управления базами данных (СУБД) в ЭИСах.
Под базой данных (БД) понимается специально организованная совокупность взаимосвязанных данных, отражающая состояние выделенной предметной области.
СУБД – это программная система, предназначенная для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.
Основными функциями СУБД являются:
1) Хранение больших объемов информации.
2) Внесение новых данных, изменение, удаление, сортировка и другие операции с данными БД.
3) Поиск данных по различным группам признаков.
4) Расширение и реорганизация данных в БД при изменениях предметной области.
5) Одновременное обслуживание большого количества пользователей.
6) Доступ к данным пользователей с соответствующими полномочиями.
7) Выдача информации пользователям в различной форме.
Основными компонентами СУБД являются:
1) Средство представления данных.
2) Средство манипулирования данными.
3) Интерфейсы пользователей, администратора БД и коммуникаций.
Средства представления данных совместно с интерфейсами осуществляют организацию БД на различных уровнях. Средства физического уровня учитывают характеристики конкретного внешнего запоминающего устройства, способ записи данных на физические накопители и т.п. Средства концептуального уровня отображают данные физического уровня с определенной абстракцией. Средства внешнего уровня преобразуют данные в форму, понятную пользователю и с которой он может работать через свои интерфейсы
С точки зрения безопасности к БД предъявляются особые требования. БД в каждый момент времени должна быть целостной структурой, отражающей изменения в предметной области. Изменения БД на эксплуатационном уровне выполняются автоматически сразу же в процессе вносимых изменений без предупреждения пользователя. Изменение БД на интенсиональном уровне происходит в диалоговом режиме, и система предупреждает о сохранении изменений.
Состав объектов, с которыми может работать пользователь, зависит от конкретной СУБД.
Основными объектами обычно являются:
1) Таблицы;
2) Запросы;
3) Формы;
4) Отчеты;
5) Страницы доступа к данным;
6) Макросы и модули.
1. Таблицы – это основные объекты, в которых хранятся все данные и структура БД.
2. Запросы – это специализированные средства для выполнения различных операций с данными и несложного анализа данных. Предназначены для извлечения данных из таблиц и представления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняются, например, такие операции:
¾ выбор (отбор);
¾ сортировка;
¾ фильтрация;
¾ преобразование по заданному алгоритму;
¾ создание новых таблиц;
¾ автоматическое наполнение таблиц данными, импортированными из других источников;
¾ выполнение вычислений в таблицах.
Особенность запросов состоит в том, что в результате их выполнения в оперативной памяти создается временная таблица, не влияющая на данные, хранящиеся в базе.
3. Формы. Это специальные средства для ввода и вывода данных. Цель форм – предоставить пользователю удобные средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Таким образом, можно реализовать элементы разграничения доступа к данным.
4. Отчеты. Предназначены только для вывода данных на печатающие устройства.
5. Страницы доступа к данным. Так называются web-страницы, расположенные на сервере и доступные клиентам. Эти страницы содержат компоненты, с помощью которых автоматически осуществляется связь с БД.
6. Макросы и модули. Предназначены для автоматизации выполнения последовательности операций при работе с СУБД и создания новых функций с помощью программирования. Макросы создаются на «внутреннем языке» СУБД. Модули – это программные средства, созданные на внешнем по отношению к данной СУБД языке. С помощью модулей пользователь может дополнить СУБД нестандартными функциональными возможностями. Часто в качестве такого языка используется SQL.
Различают централизованные и распределенные БД. Централизованная хранится в памяти одной вычислительной системы. Если такая система является компонентой вычислительной сети, то реализуется распределенный доступ к этой БД, т.е. доступ к ней пользователей с различных узлов сети. Распределенная БД состоит из нескольких возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранящихся в различных компьютерах локальной сети.
Однако с помощью СУБД пользователь получает возможность работать с такой БД как с единым информационным массивом. Части распределенной БД, размещенные на отдельных компьютерах сети, управляются программными средствами, выполняющих функции локальной СУБД.
Технология разработки интеллектуальной программной системы основана на том, что знания о решении задач реализуются не в виде программы, а в виде базы знаний (БЗ), в программах же реализуется алгоритм выполнения операций с этими знаниями. Этот алгоритм называется механизмом логического вывода. Знания являются явными и доступными, что отличает интеллектуальные системы от традиционных программных систем.
Главное отличие заключается в том, что с помощью интеллектуальных систем можно решать неформализованные задачи. Кроме того, важными свойствами таких систем являются:
1) Возможность получения подробных объяснений полученных знаний.
2) Возможность постепенного наращивания знаний без перепрограммирования.
3) Знания из БЗ обладают самостоятельной целостностью и могут распространяться.
В отличие от других программных систем, в интеллектуальных имеются следующие компоненты:
1) БЗ.
2) Подсистема накопления знаний, которая обеспечивает модификацию, проверку на полноту и непротиворечивость знаний и т.д.
3) Подсистема логического вывода, которая реализует механизм логического вывода.
4) Подсистема объяснения, которая отвечает пользователю на вопросы: как и почему система получает решение задачи.
Среди интеллектуальных систем можно выделить следующие основные виды:
1) Система управления базами знаний – СУБЗ. В процессе диалога обеспечивают взаимодействие конечных пользователей с БЗ на профессиональных языках пользователей.
2) Гибридные системы. Объединяют стандартные пакеты прикладных программ и средства работы со знаниями. В отличие от обычных пакетов прикладных программ, знания в таких системах о процессах решения задач (т.е. о расчетных цепочках в соответствии с которыми используются прикладные программы) реализуются в виде БЗ.
3) Экспертные системы. В таких системах все знания о решении задач реализуются в виде БЗ.
Интеллектуальные системы работают в двух режимах:
1) Приобретение знаний.
2) Решение задач.
В первом режиме осуществляется работа эксперта с интеллектуальной системой. Эксперт изменяет, дополняет БЗ.
Во втором режиме с интеллектуальной системой работает конечный пользователь, которого интересует результат или способ решения задачи.