Информационные технологии в бизнесе (технологические стандарты ЭИСм).
В современных программных продуктах масштаба предприятия реализуются технологические стандарты управления бизнесом. Эти стандарты определяют методологию функционирования ЭИСы и, следовательно, набор составляющих ее функциональных модулей. В своем развитии стандарты управления бизнесов прошли несколько этапов:
1) 60 – 70-е гг. Планирования потребностей в материалах на основании данных о запасах на складах и состава изделий (стандарт MRP).
2) 70 – 80-е гг. Планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (стандарт CLMRP), включающие составление производственной программы и ее контроль на целевом уровне.
3) Конец 80 – 90-х гг. На основе данных, полученных от поставщиков и потребителей ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством (стандарт MRP II).
4) 90-е гг. Планирование потребностей в распределении ресурсов на уровне предприятия (стандарт ERP). Этот стандарт ориентирован на крупные предприятия, имеющие сложную территориальную и функциональную структуру.
5) Настоящее время. Планирование ресурсов во взаимодействии с покупателем (стандарт CSRP или ERP II).
MRP -методология представляет собой алгоритм оптимального управления заказами на готовую продукцию, производством и запасами сырья и материалов. Эта методология является реализацией двух принципов: вовремя заказать и вовремя произвести.
К концу 80-х существенно увеличились затраты на рекламный маркетинг, уменьшился жизненный цикл изделий. В связи с этим возникла новая концепция планирования MRP II. Основной и наиболее эффективной чертой систем этого класса является возможность планировать потребности предприятия на короткие промежутки времени (недели и даже дни) и осуществлять обратную связь (например, автоматически изменять ранее построенные планы производства при сбоях поставок или поломки оборудования), внося в систему данные о проблемах в режиме реального времени.
Под термином ERP -системы обычно понимают MRP II-системы с расширенными возможностями работы с сетью филиалов и зависимых компаний, расположенных по всему миру.
Концепция CRSP обеспечивает интеграцию покупателя с ключевыми бизнес-процессами предприятия, планирование интересов соответственно потребностям к продукции, сформулированными потребителями.
MRP – material requirements planning (планирование потребностей в материалах).
MRP II – manufacture resource planning (планирование ресурсов производства).
ERP – enterprises resource planning (планирование ресурсов предприятия).
CSRP – customer synchronized resource planning (планирование ресурсов в соответствии с потребностями клиентов).
CLMRP – closed loop material requirements planning (планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу).