Т2. Норма как базовый регулятор экономической структуры общества

1. Норма как категория науки об экономике. Структура и виды норм

2. Теория общественного выбора. Норма как результат общественного выбора и предпосылка рационального поведения

3. Рациональность как норма поведения

Литература:

- Оленик А.М. «институц.Э, Москва, Инфраэм 2000 или 2011

Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор является норма.

Норма – регулярность в поведении индивидуумов, опирающихся на санкции.

Норма – отражение действительных элементов должноствования поведения

Норма – связное звено м/у целостной системой индивида и его поведения.

Нормы реализуются через социальные механизм – санкции, ценности и т.п. средняя величина не несет социальной нагрузки и определяется с помощью статистического расчета.

Норма - базовый регулятор взаимодействия людей, нормой определяется как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания или основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Элементы нормы:

1. Атрибуты – группы людей, на которые нормы распространяются

2. Фактор должноствования – может, должен или не должен

3. Цель

4. Условия, при которых действует норма

5. Санкции

Виды норм:

- Совместная стратегия содержит в себе атрибут (потерялись люди)

- Норма в узком смысле слова

- Правило

Таким образом, влияние норм на поведение людей свидетельствует о существовании социальных институтов. В основе этой дискуссии лежат противоречия м/у социологией и ЭТ. Социологи видят в норме абсолютное условие поведения людей, которые задаются извне. Сами нормы зависят от общества и подчинены задачам его воспроизводства. Экономисты отрицают такое понимание нормы, т.к. исключается проблема выбора, хомоэкономикус свободен в своем выборе, в т.ч. от ограничений, определяемыми нормами. Экономисты отрицают наличие норм как ограничителя выбора индивидуума, видят в норме незаданное извне ограничение, а результат осознанного выбора.

Подходы:

1) Социологический – лежит в основе теории общественного выбора

2) Экономический – лежит в основе экономики соглашения: поиск компромиссов м/у индивидуализмом и институциональными условиями (детерминизм)

Теории общественного выбора определяет норму общественного выбора. В этой теории изучаются как таковые юридические нормы, в которых отражен политический выбор, фиксируемый в праве. Для объяснения юридических норм используется неоклассическая модель рационального выбора.

Политика – сложный институциональный процесс, в основе которого люди выбирают альтернативу, сопоставляемую с их ценностями.

Таким образом:

- Нормы и правила поведения появляются в результате взаимодействия индивидов на политическом рынке

- Политическое взаимодействие есть разновидность рыночного выбора, а норма – это обычный выбор.

Это позволяет сформулировать 3 центральных постулата для теории общественного выбора:

1. Модель рационального выбора

2. Использование концепции обмена к анализу политики

3. Методологический индивидуализм

2 ПОДХОД – определяет норму как предпосылку рационального поведения. В экономике соглашений норма рассматривается в качестве предпосылки для оценки намерений и предпочтений субъектов на рынке.

Экономика соглашений, типы регулируют деятельность индивидов в различных сферах.

Типы соглашений Норма поведения Предмет Источник информации Вектор времени Пример сферы деятельности
1. Рыночный Максимизация индивидуальной потребности ч/з удовлетворение потребностей других индивидов Товар и деньги     Классический рынок
2. индустриальный Обеспечение непрерывного производства в подчинении взаимодействия м/у людьми требованиям технологий Технологическое оборудование стандарты Сделки-проекция на будущее Военно-промышленный комплекс
3. традиционный Обеспечение воспроизводства традиций Предмет старины Традиционные обычаи Сделки – проект прошлого семья
4. гражданский Подчинение индивидуальных интересов интересам общества Общественные блага Закон, юридическая норма Ориентация на настоящее Политическая сфера
5. общественное мнение Привлечение общественного внимания Предметы престижа слухи Ориентация на настоящее СМИ
6. творческая деятельность Достижение неповторимого результата, не имеющего аналога изобретение озарение дискретное Творческая деятельность
7. экологический Обеспечение гармонии с природой Природные объекты Информация о состоянии окружающей среды циклически Природная деятельность
               

Варианты соглашений:

1. экспансия – соотношения соглашений, при котором организация взаимодействий происходит на основе норм одного соглашения, где ранее были нормы другого соглашения

2. касание – когда одно и то же взаимодействие может быть осуществлено на основе взаимоисключающих норм (сдать кровь за деньги или бесплатно)

3. компромисс – соглашение соотношений, при котором снимаются противоречия м/у требования различных соглашений (реклама пива).

Типология социального действия по Веберу состоит в 4-х «идеальных типах поведения»:

1. ценностнорациональное поведение – использование условий и средств для достижения заданных извне целей

2. целерациональное – для достижения поставленных целей

3. традиционное – цели и средства заданы извне, носят традиционных характер

4. аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием

ДОСТАТОЧНО

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: