1. Норма как категория науки об экономике. Структура и виды норм
2. Теория общественного выбора. Норма как результат общественного выбора и предпосылка рационального поведения
3. Рациональность как норма поведения
Литература:
- Оленик А.М. «институц.Э, Москва, Инфраэм 2000 или 2011
Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор является норма.
Норма – регулярность в поведении индивидуумов, опирающихся на санкции.
Норма – отражение действительных элементов должноствования поведения
Норма – связное звено м/у целостной системой индивида и его поведения.
Нормы реализуются через социальные механизм – санкции, ценности и т.п. средняя величина не несет социальной нагрузки и определяется с помощью статистического расчета.
Норма - базовый регулятор взаимодействия людей, нормой определяется как должен вести себя индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания или основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).
|
|
Элементы нормы:
1. Атрибуты – группы людей, на которые нормы распространяются
2. Фактор должноствования – может, должен или не должен
3. Цель
4. Условия, при которых действует норма
5. Санкции
Виды норм:
- Совместная стратегия содержит в себе атрибут (потерялись люди)
- Норма в узком смысле слова
- Правило
Таким образом, влияние норм на поведение людей свидетельствует о существовании социальных институтов. В основе этой дискуссии лежат противоречия м/у социологией и ЭТ. Социологи видят в норме абсолютное условие поведения людей, которые задаются извне. Сами нормы зависят от общества и подчинены задачам его воспроизводства. Экономисты отрицают такое понимание нормы, т.к. исключается проблема выбора, хомоэкономикус свободен в своем выборе, в т.ч. от ограничений, определяемыми нормами. Экономисты отрицают наличие норм как ограничителя выбора индивидуума, видят в норме незаданное извне ограничение, а результат осознанного выбора.
Подходы:
1) Социологический – лежит в основе теории общественного выбора
2) Экономический – лежит в основе экономики соглашения: поиск компромиссов м/у индивидуализмом и институциональными условиями (детерминизм)
Теории общественного выбора определяет норму общественного выбора. В этой теории изучаются как таковые юридические нормы, в которых отражен политический выбор, фиксируемый в праве. Для объяснения юридических норм используется неоклассическая модель рационального выбора.
Политика – сложный институциональный процесс, в основе которого люди выбирают альтернативу, сопоставляемую с их ценностями.
|
|
Таким образом:
- Нормы и правила поведения появляются в результате взаимодействия индивидов на политическом рынке
- Политическое взаимодействие есть разновидность рыночного выбора, а норма – это обычный выбор.
Это позволяет сформулировать 3 центральных постулата для теории общественного выбора:
1. Модель рационального выбора
2. Использование концепции обмена к анализу политики
3. Методологический индивидуализм
2 ПОДХОД – определяет норму как предпосылку рационального поведения. В экономике соглашений норма рассматривается в качестве предпосылки для оценки намерений и предпочтений субъектов на рынке.
Экономика соглашений, типы регулируют деятельность индивидов в различных сферах.
Типы соглашений | Норма поведения | Предмет | Источник информации | Вектор времени | Пример сферы деятельности | ||
1. Рыночный | Максимизация индивидуальной потребности ч/з удовлетворение потребностей других индивидов | Товар и деньги | Классический рынок | ||||
2. индустриальный | Обеспечение непрерывного производства в подчинении взаимодействия м/у людьми требованиям технологий | Технологическое оборудование | стандарты | Сделки-проекция на будущее | Военно-промышленный комплекс | ||
3. традиционный | Обеспечение воспроизводства традиций | Предмет старины | Традиционные обычаи | Сделки – проект прошлого | семья | ||
4. гражданский | Подчинение индивидуальных интересов интересам общества | Общественные блага | Закон, юридическая норма | Ориентация на настоящее | Политическая сфера | ||
5. общественное мнение | Привлечение общественного внимания | Предметы престижа | слухи | Ориентация на настоящее | СМИ | ||
6. творческая деятельность | Достижение неповторимого результата, не имеющего аналога | изобретение | озарение | дискретное | Творческая деятельность | ||
7. экологический | Обеспечение гармонии с природой | Природные объекты | Информация о состоянии окружающей среды | циклически | Природная деятельность | ||
Варианты соглашений:
1. экспансия – соотношения соглашений, при котором организация взаимодействий происходит на основе норм одного соглашения, где ранее были нормы другого соглашения
2. касание – когда одно и то же взаимодействие может быть осуществлено на основе взаимоисключающих норм (сдать кровь за деньги или бесплатно)
3. компромисс – соглашение соотношений, при котором снимаются противоречия м/у требования различных соглашений (реклама пива).
Типология социального действия по Веберу состоит в 4-х «идеальных типах поведения»:
1. ценностнорациональное поведение – использование условий и средств для достижения заданных извне целей
2. целерациональное – для достижения поставленных целей
3. традиционное – цели и средства заданы извне, носят традиционных характер
4. аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием
ДОСТАТОЧНО
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!