Вопросы лекции

ТЕМА 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА (1992 – ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).

Вопросы СРСП

9.1. Педагогическое наследие С.Кубеева.

9.2. Педагогические взгляды Н.Кулжанова, проблемы теории дошкольного воспитания.

9.3..Создание А.И.Сембаевым целостной истории школы и педагогики Казахстана советского периода.

9.4. Педагогические взгляды и идеи Т.Тажибаева.

9.5. Педагогическое наследие К.Бержанова.

9.6. Социально – педагогическая, организационная и научно – педагогическая деятельность А.Байтурсынова.

9.7. М.Жумабаев о цели воспитания и структуре воспитательного процесса.

Вопросы и задания для СРС (10 часов)

9.1. Принцип народности во взглядах М.Жумабаева.Формулировка предмета педагогики, ее основных категорий

9.2. Казахская педагогика в 40 – 60 годы XX века.

9.3. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчёта: соответствующая картотека.

10. 1.Тенденции развития начальной, средней и высшей школы.

10.2. Современные педагогические технологии обучения и воспитания.

10.3. Деятельность КазНПУ им.Абая в подготовке учительских кадров.

10.4. Развитие национальной системы непрерывного образования в условиях меняющегося мира.

В 1992 принят Закон Республики Казахстан об образовании. Государство гарантирует приоритетное развитие системы образования, которое рассматривается как непрерывное, провозглашается научный характер образования, его правовая и экологическая направленность, независимость от полит, и идеологических воздействий, препятствующих получению объективных знаний.

Все учебные заведения, дающие общее среднее образование, обязаны обеспечивать знание учащимися казахского языка в соответствии с государственным образовательным стандартом. На послешкольном уровне учащимся должны предоставляться условия для совершенствования знаний казахского языка. В образовательных учреждениях может свободно изучаться и употребляться русский как язык межнационального общения.
Общее образование учащиеся получают в школах 3 ступеней: начальной, основной и старшей. Образование в объёме основной школы (9 лет обучения) считается обязательным.

Значительный вклад в развитие педагогических научных школ Казахстана внесли ученые-педагоги КазГУ им. аль-Фараби. Начало интенсивного развития педагогической науки в университете приходится на 40-е годы с открытием кафедры педагогики. Пионером в этом направлении можно назвать доктора педагогических наук, академика АН КазССР Т.Тажибаева. В период с 1948 по 1957 гг. будучи ректором КазГУ, он способствовал открытию очной аспирантуры по подготовке национальных научных кадров по педагогике, истории педагогики и психологии.

Первые исследования кафедры посвящались истории школ и просвещения в дореволюционном Казахстане. Среди этих работ особо следует отметить кандидатскую диссертацию Ш.К. Кокымбаева «Русско-киргизская (казахская) школа», монографии профессора Т.Т. Тажибаева «Развитие просвещения и педагогической мысли во второй половине Х1Х века», «Просвещение и школы Казахстана во второй половине Х1Х века», «Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине Х1Х века». Эти исследования ученых положили начало дальнейшей разработке актуальных проблем теории и истории народного образования и педагогической мысли в республике.

Историко-педагогическая тематика исследования неразрывно связана с темой прогрессивного значения передовой русской культуры и общественной мысли для развития просвещения Казахстана. Продолжительной время над этой проблемой работал профессор К.Б. Бержанов. В его монографиях «Русско-казахское содружество в развитии просвещения» и «С братской помощью» подробно освещена история русско-казахского содружества в развитии народного образования в Казахстане, начиная со второй половины ХVШ века. Исследования дореволюционных школ и просвещения Казахстана дополняет кандидатская диссертация А.О.Омарова «Из истории создания учебников и учебно-методической литературы казахской школы (1861-1917 гг.)». Под руководством профессора К.Б. Бержанова 35 человек стали кандидатами педагогических наук.

Основные этапы становления и развития казахской советской школы и народного образования в республике за годы Советской власти нашли отражение в монографии А.И. Сембаева «История развития советской школы в Казахстане», в работах Л.К. Ибрашевой «Возникновение и развитие внешкольных детских учреждений в Казахстане (1917-1941 гг.)», Т.М. Мещитбаева «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по подготовке и воспитанию учительских кадров в годы довоенных пятилеток». Под руководством А.И. Сембаева были защищены 15 кандидатских диссертаций.

Наряду с исследованием актуальных проблем истории развития народного образования и педагогической мысли, кафедра педагогики немало усилий прилагала и продолжает прилагать для разработки актуальных вопросов дидактики и теории воспитания. Большой вклад в разработку этой проблемы внес доктор педагогических наук, профессор Х.К. Аргынов. Особо следует отметить его работы, посвященные научно-педагогическим проблемам преподавания родного языка в казахской школе: «Научные основы методики преподавания казахского языка», «Методика преподавания синтаксиса казахского языка», учебное пособие «Дидактические материалы по казахскому языку» для 7 класса, учебники «Казахский язык» для 9 класса и «Родная речь» для 2- го класса. Под руководством Х.К. Аргынова защитили кандидатские диссертации 12 человек.

Специфика развития народного образования советского периода в республике (преобладание сельских школ, интернациональный состав учащихся, недостаточность педагогических кадров и др.) определила главное направление научно-педагогических исследований кафедры «Актуальные педагогические проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы сельских школ и подготовка для них учительских кадров». Практическое значение имеют исследования Е.Б. Дайрабаева «Некоторые вопросы методики письменных работ по казахской литературе в старших классах», А.Т. Табылдиева «Методика изучения этнических произведений в казахской средней школе», З.У. Жантекеевой «Проблемы художественного перевода казахской поэзии на русский язык (поэзия С. Сейфуллина и И. Джансугурова)», А.Х. Мухамбаевой «Влияние национальных обычаев и традиций казахского народа на воспитание детей и молодежи», В.И. Копылова «Формирование профессиональных интересов и подготовка учащихся к выбору профессии при изучении курса физики», Л.А. Гордеевой «Проблемы подготовки будущего учителя к осуществлению трудового воспитания учащихся сельской школы», А.Е. Ержанова «Деятельность школьных инспекторов по усовершенствованию учебно-воспитательной и методической работы в школе».

В 80-х годах на кафедре расширяются исследования по новой отрасли педагогической науки - Педагогика высшей школы. Доцентом З.У. Жантекеевой разрабатывается в соавторстве с известными московскими учеными – педагогами Ю.К. Бабанским и Т.А. Ильиной полный теоретический курс и издается первое учебное пособие для студентов «Педагогика высшей школы». Аспирант З.А. Исаева защищает кандидатскую диссертацию на тему «Формирование у студентов университета профессиональной готовности к исследовательской деятельности со школьниками» и издается ее учебное пособие «Подготовка студентов университета к научно-исследовательской работе по педагогике».

Становление суверенной республики Казахстан дало новый импульс коллективу кафедры по изучению и использованию традиций этнопедагогики казахского народа в учебно-воспитательном процессе. Много усилий в этом направлении прилагает доктор педагогических наук, профессор А.Т. Табылдиев. Он является одним из авторитетных ученых, внесший неоценимый вклад в развитие казахской этнопедагогики и внедрения ее идей в обучение и воспитание подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров. Его монография «Казахская народная педагогика и воспитание» и многочисленные научные труды, посвящены развитию в республике казахской этнопедагогики как научному направлению и учебной дисциплины.

В настоящее время на кафедре определяются новые направления фундаментальных и прикладных научно-педагогических исследований: «Научные основы развития непрерывного педагогического образования в условиях классического университета», «Теоретико-методологические основы развития модели многоуровневой непрерывной подготовки менеджеров образования», «Научно-методические основы патриотического воспитания студентов». В рамках этих программ, под руководством З.А. Исаевой, были выполнены 2 научно-исследовательских проекта, представленных на конкурс фундаментальных и прикладных исследований в области общественных и гуманитарных наук и рекомендованных МОН РК к финансированию. В последующие годы на кафедре разработаны «Концепция воспитания в КазГУ имени аль-Фараби», «Концепция подготовки преподавателей высшей школы в условиях университета», «Концепция подготовки управленческо-педагогических кадров (менеджеров образования) в структуре университета».

Условно прошедший период времени с момента обретения Казахстаном суверенитета можно разделить на следующие этапы.

Первый этап - с 1991 по 1994 годы. Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования. Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рынка труда. Проводимые меры были определены в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые установил внедрение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Второй этап – с 1995 по 1998 годы. Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания. Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. Принимаются первые казахстанские образовательные стандарты высшего профессионального образования. Активно развивается негосударственный сектор образования.

Третий этап - с 1999 по 2000 годы. Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования. На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

Четвертый этап - с 2001 года. Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования. Определены основные направления непрерывного развития высшего образования в двадцать первом веке. Необходимо отметить, что начальный этап реформы образования состоялся, что дало основание наметить стратегические цели и главные направления дальнейшего реформирования и развития высшего образования, сформировать новую национальную модель.

Основной тенденцией развития высшего образования явился отказ от государственной монополии на образование, отмены жесткого централизованного руководства сферой образования и строгой регламентации деятельности высших учебных заведений. В итоге, на равных условиях начал развиваться негосударственный сектор высшего образования, свидетельствующий о создании рынка образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Государственные высшие учебные заведения получили право осуществлять прием и обучение студентов на платной основе, тем самым, были диверсифицированы источники финансирования высшего образования.

Формирование многоуровневой структуры высшего образования направлено на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности и универсальности одновременно.

В настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа.

Рассматривая современную систему образования Казахстана в экономическом разрезе, нельзя не заметить две ее важные особенности. С одной стороны, оставаясь сферой стратегических интересов государства, она подвержена достаточно жесткому регулированию и регламентированию. Обучение – область значительных дотаций, а где есть бюджетные деньги, там обязательно будет и государственный контроль. И вдруг на фоне этого жесткого контроля в высшем образовании развивается рынок в традиционном капиталистическом понимании. Возникает явный диссонанс: с одной стороны, образование традиционно выглядит как строгая и зарегулированная система, а с другой – как область свободной конкуренции и активной коммерциализации. Здесь с самого начала был неизбежен конфликт коммерческих и стратегических интересов, и одна из самых сложных задач – привести их к общему знаменателю.

В регулирующих действиях государства, предпринимаемых по отношению к частным вузам, читается все та же логика: постепенно под его патронажем идет передел рынка. Очевидно, оно, наконец, осознало те потери, которые произошли за предыдущее десятилетие в период либерализации высшей школы, – потери как имиджевые, связанные с резким падением качества обучения, так и прямые, финансовые. Упустив в девяностые годы контроль над значительным сегментом образовательного рынка, государство теперь стремится восстановить влияние, если не путем приобретения частных вузов, то их жесткой регламентации. В результате аккредитации вузов страны, начатой в 2000 году, не выдержали низшей планки требований порядка 20 процентов университетов и институтов, которые были в Казахстане в 1999-м. Кстати, среди них немало государственных.

Главный вопрос состоит в том, насколько регулирующая политика государства стыкуется с экономическими интересами, с интересами других участников рынка и главное - тех, кто учится. Опыт подготовки кадров в частных высших учебных заведений, которые составляют 70% от общего количества вузов страны, показывает, что большинство из них представляют образовательные услуги на низком качественном уровне по заниженным демпинговым ценам, не соответствующим реальным затратам, что не позволяет развиваться, в целом, системе высшего образования. Вследствие этого, резко снижается качество выпускаемых специалистов, и, далее, девальвируются казахстанские дипломы на мировом рынке труда.

В стратегическом плане планируется вести целенаправленную и системную работу по приведению вузов Казахстана и качества обучения в соответствие с требованиями и нормами, существующими в международной практике.

Основная цель развития системы высшего профессионального образования - удовлетворение долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности, повышение качества подготовки специалистов путем системного и целенаправленного реформирования вузовской системы.

Все нормативные документы, регламентирующие деятельность системы образования Республики Казахстан базируются на положениях основного закона - Конституции Республики Казахстан. 27 июля 2007 года был принят Закон Республики Казахстан «Об образовании». Закон установил основные принципы государственной политики в области образования. Закон подчёркивает гарантии государства на получение бесплатного общего среднего и профессионального начального образования, а также на конкурсной основе (в соответствии с государственным образовательным знаком) бесплатного среднего профессионального образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые. На основе принципа непрерывности и преемственности образовательных программ устанавливаются четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, профессиональное высшее образование, послевузовское профессиональное образование. Дошкольное воспитание и обучение детей 1 - 6 (7) лет осуществляется в дошкольных учреждениях или в семье. В дошкольной организации, в школе или в семье должна проводиться обязательная предшкольная подготовка детей 5-6 лет.

Среднее образования включает в себя общее среднее (начальное, основное, среднее) или профессиональное (начальное, среднее) образование. Систему образования Республики Казахстан Закон определяет, как совокупность взаимодействующих организаций образования (независимо от форм собственности, типов и видов), преемственных образовательных программ и государственных стандартов образования для различных уровней образования, органов управления образованием и подведомственных им организаций.

Закон «Об образовании» устанавливает основные виды учебных заведений, регламентирует функций центральных и исполнительных местных органов по управлению системой образования. Закон «Об образовании» учитывая мировой опыт в организации деятельности образования, оговаривает права и обязанности, социальные гарантии субъектов образовательного процесса работников системы, обучающихся и воспитанников, а также родителей. Одним из важнейших нормативных документов по учебным заведениям являются государственные стандарты образования, на основе которых разрабатываются общеобразовательные и профессиональные основные программы. Государственные образовательные стандарты представляют собой систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей потребности общества и учитывающей возможности реальной личности. Стандарты по каждому уровню образования определяют требования к содержанию, к максимальному объёму учебной нагрузки обучаемых и воспитуемых, правилам и процедурам государственного контроля за качеством образования, формам документов, удостоверяющих освоение образовательной программы обучающимися.

Важным нормативным документом является концепция развития среднего образования в Республике Казахстан, в которой в качестве приоритета функциональной деятельности казахстанской школы определён курс на постепенный переход от овладения знаниями, умениями, навыками к развитию способностей учащихся к анализу, синтезу и логическому мышлению. Концепция рассматривает пути дальнейшего развития системы образования в стране. Конкретные шаги в этом направлении указывает другой нормативный документ - Государственная программа «Образование», утверждённая Президентом страны 30 сентября 2000 года.

Дальнейшее развитие системы образования в Казахстане требует обоснованного учёта тех изменений, которые происходят в современном мире.В связи с этим следует выделить следующие тенденции дальнейшего развития всей системы образования Республики:

- обновление философии образования, её направленность, прежде всего на человека;

- информатизация образования и внедрение новых технологий обучения;

- совершенствование государственных стандартов образования;

- деидеологизация образования;

- всё более тесная интеграция науки и образования;

- повышение уровня образованности выпускников учебных заведений;

- увеличение разнообразных типов учебных заведений;

привлечение государственных и негосударственных источников финансирования образования;

- внедрение более эффективных, демократических способов управления учебными заведениями при расширении их прав и автономномности.

Глобальные изменения в мировой системе образования, потребности социально - экономического развития страны выдвигают необходимость совершенствования системы образования в Республике Казахстан, как члене мирового сообщества с учётом особенностей интеграции системы образования страны в мировую образовательную систему. Методические рекомендации к лекции. По итогам изучения данной темы вы должны знать:

- знать основные принципы построения государственной политики в области образования;

- чётко представлять важнейшие функции учреждений образования Республики Казахстан;

- знать сущность стандартов образования и их основные функции;

иметь представление об основных факторах совершенствования системы среднего образования в республике и тенденциях её развития. По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

- анализировать основополагающие принципы обновления системы образования;

- уметь анализировать различные концепции системы образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: