Вопрос 27. Правовое Учение Николо Макиавелли.
Николо Макиавелли (1469-1527). Величайший ученый в теории и практике политической деятельности, особенность: тактические приемы в политике.. Основные произведения: «Государь (итал. Принцепс) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Основные позиции
1. Соотношение политики и религии - жесткое противопоставление. Всегда формулировал идею
- жесткой религиозной индифференции, объективный характер происхождения и изменения политической жизни государства и обществ происходит не по божественной воле, не по прихоти людей, а по действительному ходу вещей (совокупность обстоятельств).
- не божественное есть главньй авторитет, а опыт истории,
- хорошая власть - это хороший закон и хорошее войско.
2. Соотношение политики и морали:
- Власть есть изначальное явление внеморального плана, т. е жесткое разграничение политики и морали,
- формулирует совокупность приемов ведения политической деятельности. Эти правила относятся к государю.
1. Не во всем следует идеалу добра
2. имеет возможность выступать против собственного слова
3. Использует порока людей для закрепления собственной власти,
4. Прославляй и обожествляй власть, создавай культ власти.
5. Цель оправдывает средства, средство является целью.
Гунплович «Двое сильных всегда побеждают сильнейшего» Государствоведение - он дает понятие стато (итальянское государство) - это есть аппарат управления подданными, а также народами, входящими в его состав, отсюда 3 признака в понятии государства
1. Это аппарат управления
2. Это аппарат управления подданными
3. народы, вводящие в состав
- народ, с его точки зрения, в политической жизни это серая масса, для народа важнее наличие имущественных прав, нежели отсутствие политических (т.е. кусок хлеба дороже права голоса).
- характеристика государя: государь должен быть добродетелем, он должен опекать, но не обирать свой народ, должен боятся 2к вещей: презрения и смеха, должен знать, что существует два метода управления, любовь и страх, народ относится к государю лучше, когда ожидает от него зло, а получает добро, абсолютизм и полная концепция власти в одних руках.
Общая характеристика реформации (антирелигиозное движение)
1. Признание единственного религиозного источника - священное писание (библия) и отрицание католических священных преданий.
2. Демократизация и управление церковной жизни и церковных обрядов
3. Отрицание зависимости от религиозной курии
4. Стремление к хорошей жизни, к богатству
5. Значение профессионального труда
Два направления ППУ реформации
1. Бюргерское: М.Лютер
2. Плебейско-крестьянское: Т.Мюнцер
Мартин Лютер (1483-1546 гг) протестант. Основные идеи:
1. Спасение человека в религиозной вере
2. Каждый человек сам себе священник
3. Отрицание деления на клир (князья церкви) и мирян (паства), т.е. между нами и богом не должно быть посредников. Вывод;: Нарушается главный канон католицизма - нет посредников межцу человеком и богом
4. Естественное право как основа государственной и общественной жизни
5. Естественное право регулируют лишь внешние поступки человека, внутреннее состояние человека всегда свободно
6. Христианский правитель - это слуга, А не господин для своего народа
7. Укрепление светской власти, независимость от папства, укрепление княжеского абсолютизма.
8. Монарх - глава национальной церкви
Т. Мюнцер (1490-1525 гг)
1524-1526 - крестьянская война в Германии. Источники: «12 статей», «Статейное письмо», В «12 статьях» обшие представления о социальной жизни»
1. Ликвидации крепостного права
2. Сменяемость и выборность духовенства религиозной общиной
3. Собственная экономическая позиция: снижение оброков, барщины, подати.
4. Преодоление произвола в судах и административном управлении.
«Статейное письмо» носит более радикальный характер
1. Впервые начинает формулировать возможность насильственного изменения государственного и общественного строя
2. Народ как единственный носитель власти
Формулирует два понятия государства:
1. государство как форма национального единства различных социальных слоев
2. государство как форма священного союза и братства простых людей, т.е. церковь и ряд слоев населения исключается из понятия государства.
Жав Кальвин (1509-1564 гг). Во многом с ним отождествляется понятие протестантизма. Произведения: богословский трактат «Наставления в христианской вере». Основные идеи:
1. Социальное общество делится на 2 группы: одна часть направлена на спасение и сохранение, другая - на погибель
2. Человек может догадываться о своей участи, но исправить ее не в состоянии
3. Критика расточительности и прославление частного добросовестного и профессионального труда.
4. Реформация-церковного устройства. Сформулировал 3 института:
1. Пресвитер - церковный старшина, избранный из наиболее уважаемых и богатых мирян
2. Проповедник - лицо, не имеющее духовного 'сана, назначаемое общиной для исполнения религиозный обязанностей как служебных
3. Консистория - это собрание первого и второго
5. Власть священника, но при этом есть
- право на оппозицию имеет 2 института: органы государственной власти и прежде всего представит. Органы и церковь;
- право на восстание против тирана, если все легальные формы сопротивления исчерпаны
6. В отношении форм правления считал, что алигархия - лучшая, демократия худшая форма правления.
7. Преследование ереси.
Тираноборцы
Готмая (человек божий), Бьюкинсн. Три черты:
1. приоритет суверенитета народа по отношению к суверенитету государя
2. Право народа на восстание против тирана
3. между сувереном и подданными есть договор
4. Т.к. этот договор нарушается и есть первое, то народ обладает правом на восстание.
Этьен Ли Вуэсси. «Рассуждения о добровольном рабстве»
1. процесс политической жизни - это понятие приобретения человеком добровольного рабства. На первой стадии это обман и насилие, на второй – это приобретение привычки и стереотипа, на третьем - благоговение перед властью
2. Монархия - есть антиобщественный, антигуманный строй
3. Вертикальный принцип организации власти как наиболее 'эффективный принцип управления