Символизм. Владимир Соловьев применил понятие сер.век к сер

Серебряный век

Владимир Соловьев применил понятие сер.век к сер. 19 века. Омри Ромен(филолог) предложил термин платиновый век. Бердяевым,Маковским,Осупом понимался сер.век как особый период рубежа веков,считали что живут в век духовного ренессанса,духовного обновления. Полагали, что Бальмонт – новый человек,по-дркгому мыслящий и чувствующий,а потом уже поэт.

Эпоха 90-ых – крушение позитивизма.Это связано с новыми открытиями.Начинается повальное увлечение спиритизмом.(Валерий Брюсов и его ироничные описания ритуала). Отход от позитивизма вызвало увлечение поэтов религией(не только православие, сектантство,религия Востока,игдуизм и т.д.). Секты Хлыстов и Скопцов – особые ритуалы,хождение по кругу,глава общины в центре,потом все переходило в танец,глава центра сильно вращался чтобы войти в состояние экстаза).Эти ритуалы очень интересовали поэтов.(«Серебряный голубь» А.белый – там описыв-ся ритуал)

Символизм впервые возник во Франции в 1870-80-х гг, связан с именами Верлена,Малларме,Рембо.В 1886 в газете Фигаро опублик.манифест фр.символистов.В осн.символ.иск-ва лежит представл.о том,что весь мир пронизывает система соответствия. Музык-ть стиха,отсутствие религиозной направл-ти. Также на симв-м в России повлиял немецкий симв-м.Первооснова всех основ у них – музыка!.Оказала влияние философия Ницше(«Рождение трагедии из духа музыки»,1872). На И.Анненского(ст.симв-т) оказал влияние Бодлер и маларме.На Бальмонта – испанское и англ.направление в симв-ме.Мережковский понимал символ через античное искусство. Блок и белый считали что гл.предш-ки рус.симв-ов были Лермонтов и тютчев. На В.Иванова повлиял По и уайльд.

Периодизация.В начале 1890-х годов заявили о себе "старшие символисты": Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Николай Минский (Виленкин), Константин Бальмонт(Баламут), Федор Сологуб (Тетерников), Зинаида Гиппиус, Мирра Лохвицкая (Мария Лохвицкая),Иннокентий Анненский,Алекс-р Добролюбов. Идеологами и мэтрами старших символистов стали Д. Мережковский и В. Брюсов.

Младшие символисты — А. Блок, А. Белый(Бугаев), В. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Для старших симв-ов было важно подразделение по географии – Мск и Спб. Мск – Брюсов и Бальмонт(издавали «Скорпион»). В Спб – Мережковский +Гиппиус+Минский+»Северный вестник»

В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

Но наиболее радикальным и ярким представителем раннего питерского символизма стал Александр Добролюбов, «декадентским образом жизни» в студенческие годы послуживший созданию одной из важнейших биографических легенд Серебряного века.

Декадентство – определённое умонастроение, связанное с ощущением конца века. Это связано с апокалиптическими умонастроениями и ожиданиями. Ожидания переворота.

Среди старших символистов давлеет мотив смерти, умирания, сна.

Отправными точками его истории обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это: «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году. Эти три брошюры (последняя книжка вышла в 1895 году) были созданы двумя авторами (часто выступающими в рамках этого издания как переводчики): Валерием Брюсовым (как главный редактор и автор манифестаций и под масками нескольких псевдонимов) и его студенческим товарищем — А. Л. Миропольским.

Самостоятельно от всех модернистских группировок — особняком, но таким, что нельзя не заметить, — создавал свой особый поэтический мир и новаторскую прозу Фёдор Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников). Роман «Тяжёлые сны» писался Сологубом еще 1880-е годы, первые стихи помечены 1878 годом. До 1890-х годов работал учителем в провинции, с 1892 года поселяется в Петербурге. С 1890-х годов в доме писателя собирается кружок друзей, нередко объединяющий авторов из разных городов и враждующих изданий. Уже в двадцатом веке Сологуб стал автором одного из самых известных русских романов этой эпохи — «Мелкий бес» (1907), вводящий в круг русских литературных персонажей жуткого учителя Передонова; а еще позднее в России его объявляют «королём поэтов»…

Лекция Д. Мережковского.

В первой части Мережковский пытался охарактеризовать период, в котором он жил. Что такое символ? Изображение –молодые мужчины ведут коней – для него это самый значимый образец символа. С одной стороны это сцена будничной жизни, но с другой – это откровение. Символы выливаются из действительности. Главные элементы – это мистическое содержание; наличие символов; расширение худ.впечатлительности. То, что не сказано впрямую, а лишь мерцает сквозь символ, действует на сердце сильнее.

Вторая часть касалась того, что представляет поэзия. Поэзия – сила первобытная и стихийная – её невозможно подчинить воле человека, она бессознательна, доступна дикарям и детям. Выделяет в поэзии и чистую лирику – Фет, Полонский, Тютчев. Чистая лирика – то, что даётся человеку во сне и то, что переживается.

Вышел сборник поэм – «Символы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: