Лекция №7. В любом политическом организме есть нечто, что идентифицируется как право: нормы, инстанции (производят

Право.

В любом политическом организме есть нечто, что идентифицируется как право: нормы, инстанции (производят, толкуют, охраняют, применяют). Право есть всегда. Переменной в изучении права может отношение к праву, восприятие этой совокупности норм.

Три базовых типа отношения к праву (каждый из них имеет некоторую географическую привязку):

Право презирается (Д.Восток). Споры между субъектами, как правило, решаются в порядке примирительной процедуры. Обращаться в суд постыдно. Решение принимается консенсусом.

Право чтится очень высоко (Б.Восток). Религия и право тесно взаимосвязаны. Реальная жизнь устроена в соответствии с правовыми нормами быть не может.

Право высоко чтится и действительно применяется в реальной жизни (Запад). Правовой метод споров и урегулирование конфликтов считается самым правильным и эффективным. Но при этом право пронизывает собой не всю жизнь общества, не все преступления расследуются. Рядом с правом существуют и не правовые практики (врачебная этика, купеческое право, религиозные нормы).

Выводы: В любой ситуации и стране обнаруживается право в узком смысле слова – право-1 (нормативное, формализованное, установленное государством). Любое государство должно иметь что-то вроде права.

В любом государстве обнаруживается право в широком смысле слова – право-2, нормативные системы, которые регулируют жизнь в обществе (нормативное право, регламентированная деятельность системы)

Эти нормативные системы состоят друг с другом в очень разных отношениях, и очень по разному к ним относятся люди.Все это переменные – право-1, право-2, их взаимоотношение и отношение к ним.

Содержание норм.

Есть некая сумма норм. Содержание норм определяется волей законодателя (правовой позитивизм). Такой подход очень древний, хотя слово «позитивизм» появилось лишь в 19в. Многие греки относили право к воле законодателя. Гоббс: нет истины, кроме воли власти. Кельзен: правовым может быть любое содержание, принятое по всем правилам.

Но возможен альтернативный подход. Платон: я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, там же, где закон владыка над правителем, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые могут даровать государству боги. Аристотель: там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Святой Августин: государство без справедливости, что это, как ни большие банды разбойников?

Кроме права существуют и другие этажи нормативной системы (обычаи, нравственности и т.д.). История всех государств начинается с кодификации норм, которые берут начало из уже действующих норм (обычаев и традиций). Право, которое действует благодаря властной воле законодателя, имеет под собой некоторые основания и не любое содержание может стать правовым. Право есть некое частное проявление некоторого космического закона мироздания. Но земной закон – некое искаженное отражение космического. Но существует безумная мысль о том, что право может стать только человеческим установлением (правовой позитивизм).

Когда мы говорим о праве, мы имеем дело с разными перспективами справедливости, базовыми представлениями о том, что есть справедливость. Эти представления определяют и конкретный вид правовой системы, строение политической системы, характер ПК, политического процесса. Право не возможно без справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: