Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых наз-ся законодательным процессом.
Стадии:
1.Законодательная инициатива -вынесение законопроекта в парламент, что порождает обязанность парламента решить вопрос о вынесении (или невынесении) данного проекта на рассмотрение нижней палатой парламента.
В РФ правом законодательной инициативы обладают:
Президент
СФ
Члены СФ
Депутаты ГД
Прав-во РФ
Законодател. (представит) органы Субъектов РФ
КС, ВС, ВАС по предметам их ведения.
Право законодательной инициативы осущ-ся в форме внесения в ГД: а)законопроектов, б)поправок к законопроектам, в)законодательных предложений о разработке и принятии новых законов (на практике действует по отношению к президенту, он м поручать законопроекты по своим предложениям).
К законопроекту прилагается ряд обязательных док-в:
1)пояснительная записка, в которой обосновывается необх-ть принятия закона, опред-ся прогноз последствий его принятия
|
|
2)перечень законов и иных НА, изменения, отмены, принятия которых потребует принятие данного закона
3)финансовое заключение Прав-ва –наличие в бюджете (бюджетах) соот-щих денежных средств под реализацию данного закона.
Все законопроекты проходят регистрацию в ГД (Комитет по организации работы ГД). Если не отвечает установленным требованиям, то возвращается инициатору. Совет ГД (председатель, его замы с правом решающего голоса, руководители комитетов с правом совещательного голоса) определяет время/дату рассмотрения законопроекта в 1 чтении и ответственный профильный комитет, который отвечает за прохождение законопроекта в рамках ГД. В комитете создается рабочая группа по законопроекту для его доработки, могут приглашаться эксперты, специалисты, инициатор проекта.
2.Рассмотрение законопроектов и принятие законов в ГД. –происходит в 3 чтениях.
I чтение – рассматриваются основные положения законопроекта и ставится вопрос о необходимости его принятия (доклад инициатора проекта и содоклад представителя ответственного комитета ГД). По итогам обсуждения ГД может принять законопроект в I чтении и продолжить работу над ним. 2 вариант-отклонить законопроект (как неактуальный, дублирующий…) 3 вариант-принять закон (чаще всего это внесение поправок в действующий закон)
Между II и III чтением (до 30 дней) все обладатели правом законодательной инициативы вправе предложить свои поправки в данный законопроект. Ответственный комитет ГД готовит для II чтения по законопроекту таблицу внесенных предложений и поправок.
№ п/п | Текст внесенной поправки | Инициатор | Мнение ответственного комитета ГД |
1. 2. | Поддержать Отклонить Поддержать частично |
Данная таблица позволяет более оперативно решать вопросы данного законопроекта во II чтении.
|
|
Между II и III чтением законопроект проходит редакторскую поправку в правовом управлении ГД (вопросы системности, морфологии, пунктуации).
В III чтении происходит итоговое голосование по законопроекту –принимается закон (большинством – 226 голосов) (ФКЗ-не менее 2/3 голосов).
3.Рассмотрение законов, принятых в ГД, в СФ. –КРФ определяет, что обязательному рассмотрению в Сф подлежат законы, принятые в ГД по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации, денонсации (расторж) международных договоров, статуса и защиты госграницы, вопросы войны и мира. По иным вопросам, если закон поступил в СФ и в течение 14 дней данной палатой не был рассмотрен, такой закон считается автоматически одобренным. Одобрение-более половины членов СФ (ФКЗ-3/4).
4.Рассмотрение и подписание законов Президентом РФ. -происходит в течение 14 дней. Подписанный президентом закон направляется им для официального опубликования (РГ, СЗРФ, Парл ж-л). Закон считается вступившим в юр.силу через 10 дней с момента его официального опубликования. Если иное не предусмотрено в самом законе.
+2 специальные стадии:
1)повторное рассмотрение законов Гдумой, отклоненных СФедерации.
2 варианта решения проблемы: а)работает согласительная комиссия (равное кол-во членов СФ и депутатов ГД), которая проводит доработку. Обсуждение предложенных корректив в ГД+ итоговое голосование в ГД+одобрение СФ+Президенту+опубликование. б)у ГД есть возможность преодолеть вето СФ: если за закон в прежней редакции проголосует не менее 2/3 депутатов вето считается преодоленным и идет к Президенту.
2)Преодоление возможного вето Президента РФ. Вето президента возможно в случаях-если нарушена процедура принятия закона. Если положение этого закона, по мнению президента, противоречит действующей К-ции и действующему законодательству. Закон возвращается обратно в ГД с информационным письмом, подписанным Президентом. Варианты деятельности парламента: 1-доработка закона с учетом предложений президента или принятие закона в президентской редакции. 2-преодоление вето президента-2/3 в Гд и 2/3 в СФ.