Современные тенденции развития правового регулирования международных экономических отношений

Нормы МП способны упорядочивать взаимоотношения государств и иных его субъектов в важнейших вопросах политической, военной, культурной, научной и, разумеется, экономической областей. Закономерно, что с расширением процессов глобализации и развитием экономических отношений в самых разнообразных сферах роль МЭП неуклонно возрастает.

Современные процессы, происходящие в мировой экономике и политике, связанные с формированием системы торговли, финансов и производства, имеющей поистине планетарные масштабы, обусловливают кардинальные изменения и в праве. В условиях глобализации и возрастающей взаимозависимости не только государств и народов, но и других субъектов международного общения МЭП становится действенным фактором экономического роста как за счет повышения эффективности регулирования торговых, финансовых, транспортных, научно-технических, информационных и иных связей и дальнейшего всемерного их расширения, так и путем обеспечения постепенного сближения действующих в современном мире экономико-правовых систем на рыночной основе, использования достижений интеллектуального творчества человека и инновационных процессов на благо всего человечества.

С другой стороны, планетарный характер нынешних международных экономических связей обусловливает не только необходимость поисков позитивного результата, скажем, в совместном выходе из сложных ситуаций, но иногда и способен породить эти ситуации, причем затрагивая не какие-либо отдельные государства, а все мировое сообщество, как это происходило в конце 90-х гг. ХХ в. и происходит сегодня.

Слова «мировой финансово-экономический кризис» стали сегодня едва ли не самыми частыми квалификациями, используемыми в качестве «диагноза» - причинами и обстоятельствами, могущими объяснить все или почти все.

В числе основных тенденций развития современных международных экономических отношений и норм, их регламентирующих, следует, таким образом, назвать возникновение общих (глобальных) проблем для всего человечества и оборотную сторону этого - системность выработки совместных решений, противодействующих возникшим явлениям.

В рамках реализации указанного должны быть поименованы такие меры, как повышение роли неформальных объединений государств – «большой восьмерки», «большой двадцатки», реформирование существующих основ мировой финансовой системы, прежде всего в рамках МВФ, привязанных к принципу однополярности валютной системы. Кроме того, стоит задача более успешного прогнозирования и оперативного реагирования на создающиеся предпосылки экономических трудностей в мировом масштабе. Принципиальны в этом отношении замечания руководителя российского государства, сделанные на Питтсбургском саммите «большой двадцатки» 24 сентября 2009 г.: «Речь идет о такой ситуации, когда мы все становимся заложниками, допустим, изменения макроэкономических параметров в крупнейших экономиках мира. Для того, чтобы чувствовать это заранее, мы должны заниматься исследованием дел друг у друга. Это довольно революционное изменение, но в целом на это решение согласились страны «двадцатки», таким образом, мы будем реализовывать идею совместного мониторинга состояния дел – макроэкономических параметров – в национальных экономиках. Это позволит создать более эффективную систему раннего предупреждения о возможных кризисах». Думается, что в данном случае приведенные высказывания следует расценить как требование повышения уровня многосторонней согласованности действий государств в рамках международного права, нежели как некое предложение о «надгосударственной надстройке» в международных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: