Тема 18. Международное экономическое право

О национальной безопасности Российской Федерации

В настоящее время Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет разработку проекта Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации 5 ноября 2008 г., Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведев сформулировал основные задачи на приоритетных направлениях развития страны, в том числе и в сфере национальной безопасности, реализации которых и подчинена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Это важный политический документ, содержащий официально признанную систему целей, стратегических приоритетов и мер в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение национальной безопасности и устойчивое развитие государства на долгосрочный период.

Стратегия является системообразующим документом стратегического планирования обеспечения национальной безопасности, в котором определяются направления функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Она призвана увязать деятельность органов государственной власти, государственных, корпоративных и общественных организаций по защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Ключевыми направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, соотнесенные с приоритетами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Российская Федерация укрепляет национальную безопасность через совершенствование национальной обороны, государственной и общественной безопасности, становление государственности, обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных и демографических проблем путем социально-политических, институциональных и социально-экономических преобразований, развитие институтов гражданского общества и поддержку национальных неправительственных организаций.

С учетом глубины, сложности и стратегической важности решения поставленной задачи, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушев по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д. А. Медведева в 2008 г. провел ряд выездных совещаний во всех федеральных округах, на которых, с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации и глав субъектов, обсужден указанный проект документа. Особенно ценными в этом смысле являются мнения и позиции субъектов Российской Федерации, так как будущая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. во многом обращена на решение региональных проблем национальной безопасности.

1. Международное экономическое право: понятие, источники, принципы

2. Субъекты МЭП. Межгосударственные экономические организации.

3. Система МЭП. Международное торговое право и «право ВТО».

4. Современные тенденции развития правового регулирования международных экономических отношений.

5. Мировой финансовый и экономический кризис и меры по его преодолению

1. Международное экономическое право (МЭП): понятие, источники, цели и принципы

МЭП – это отрасль МП, принципы и нормы которой регулируют международные экономические отношения. В западной литературе термин «МЭП» впервые был использован в 1939 году. Позднее, в 40-е гг., он стал встречаться чаще и после Второй мировой войны превратился в общеупотребительный.

МЭП как отрасль состоит из подотраслей и институтов. К подотраслям МЭП обычно относят: международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, международное транспортное право. Каждая подотрасль состоит из институтов. Например, в подотрасли международного торгового права можно выделить институты: право ВТО; тарифное и нетарифное регулирование; разрешение международных торговых споров. В международном финансовом праве более или менее определенно обособляются: валютное регулирование, правовое регулирование кредитных отношений, платежей и расчетов, а также нормы по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и/или финансированием терроризма и т.д.

Международные экономические отношения складываются в условиях глобализации экономики, которая означает, что национальные хозяйства всех стран развиваются не в изоляции друг от друга, а в тесной их взаимосвязи и взаимозависимости. Они действуют по одним и тем же экономическим законам, основанным на равенстве различных форм собственности, конкуренции, относительно свободном перемещении товаров, капитала, услуг, рабочей силы. Глобализация приносит не только успехи в развитии экономики, но и немало проблем, особенно для развивающихся стран.

Одной из проблем современных международных отношений и МЭП состоит в преодолении экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами («богатым Севером» и «бедным Югом»). Этот разрыв не только не сокращается, но и растет, превышая ныне 12 –кратный масштаб.

В рамках правового регулирования международных экономических отношений особое место занимают нормы, предназначенные для установления «нового международного экономического порядка» (Принципы ЮНКТАД-I и ЮНКТАД-II, «Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., «Декларация об установлении нового международного экономического порядка» и «Программа действий по установлению нового международного экономического порядка» от 1 мая 1974 г. и др.) в пользу развивающихся стран. В настоящее время из числа развивающихся государств особо выделяется категория беднейших из них - тех, кто имеет чрезмерную внешнюю задолженность перед развитыми странами и международными организациями («ХИПК – heavy indebted poor countries»).

Основными источниками МЭП являются международный договор и международный обычай. По числу участников международные экономические договоры делятся на универсальные, региональные и двусторонние. Среди универсальных договоров назовем Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г., Бреттон-Вудские соглашения о создании соответственно МВФ и МБРР 1944 г., Сеульскую конвенцию об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., Марракешское Соглашение о создании ВТО и «пакет соглашений ВТО» 1994 г., различные многосторонние соглашения по унификации национально-правовых норм, регулирующих отдельные виды договорных отношений (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Варшавская конвенция о международной воздушной перевозке 1929 г., женевские конвенции в области вексельного (1930 г.) и чекового обращения (1931 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила") - заключена в г. Гамбурге 31 марта 1978 г.; Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов от 11 декабря 2008 г. («Роттердамские правила»); Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок - заключена в г. Монреале 28 мая 1999, Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования - заключена в г. Кейптауне 16 ноября 2001 г. в рамках ИКАО/УНИДРУА; Договор о патентном праве (PLT) - принят в г. Женеве 1 июня 2000 г.), Договор по исполнениям и фонограммам (принят 20 декабря 1996 г.), Договор по авторскому праву (принят 20 декабря 1996 г.), Договор о законах по товарным знакам (подписан в г. Женеве 27 октября 1994 г.), Договор о международной регистрации научных открытий (подписан в г. Женеве 7 марта 1978 г.) и др. Отдельную группу международных универсальных договоров формируют многосторонние товарные соглашения (см., например, международное соглашение по сахару 1992 г., Международное соглашение по натуральному каучуку 1994 г., Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. и др.).

Региональных экономических договоров насчитываются сотни. Они заключены в рамках Европейского союза, Организации американских государств, Андского пакта, НАФТА, МЕРКОСУР, (Южноамериканского общего рынка), СНГ, ЕврАзЭс, Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Африканского союза, Экономического союза Центральной Африки, Экономического Союза государств Западной Африки и других. Среди них надо выделить соглашения об учреждении межгосударственных организаций, в том числе интеграционного типа - о создании зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов в различных регионах мира.

Что касается двусторонних экономических соглашений, то их число чрезвычайно велико. Среди них важное место занимают соглашения о поощрении и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.

Нормы МЭП содержатся также в форме международно-правового обычая. Если говорить о обычно-правовых нормах современного МЭП, то они зачастую вбирают в себя положения многочисленных решений и резолюций международных организаций. Например, принятые в форме резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., о протекционизме, о международной экономической безопасности и др. Кроме того, многие институты и даже подотрасли международного экономического права первоначально развивались на основе обычно-правовых правил поведения – таковы международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право. В частности, обычай недопустимости взыскания с помощью силы долгов или правило, запрещающее истребовать с государства, проведшего национализацию, компенсации путем дипломатического или вооруженного вмешательства, сложились как обычно-правовые нормы. Правило об иммунитете государств в «диагональных» международных экономических отношениях и одноименный принцип МЭП также возникло первоначально как международно-правовой обычай.

Принципы МЭП. Помимо основных принципов, свойственных общему МП, МЭП имеет и свои специальные (отраслевые) принципы:

1) принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

2) принцип свободы установления систем собственности и организации внешнеэкономических связей;

3) принцип экономической недискриминации;

4) принцип взаимной выгоды;

5) принцип взаимности;

6) принцип национального режима;

7) принцип наиболее благоприятствуемой нации;

8) принцип преференциального режима для развивающихся стран;

9) принцип свободного доступа к морю стран, не имеющих выхода к морю.

Проблема принципов МЭП не всегда однозначно освещается в специальной юридической литературе. Различные авторы по-разному формулируют и сами принципы, и их перечень, и даже неодинаково оценивают их правовую природу. Отчасти это объясняется тем, что МЭП еще не завершило своего формирования, находясь пока в стадии становления. Однако непреложным является тот факт, что принципы МЭП, как и любой другой отрасли МП, должны выводиться из объективного права, т.е. иметь основу в нормах позитивного права.

Наука МЭП. Она активно развивается. Много издается книг по проблемам МЭП в России и за рубежом. Среди российских ученых можно назвать следующие труды: Вельяминов Г.М. «Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник». М., 2004. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. Учебное пособие. - М., 2007. Кузьмин Э.Л. Международное экономическое право. Учебное пособие. М., 2006. Петрова Г.В. Международное финансовое право: Учебник. М,: 2009. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации, М., 2003. Среди зарубежных авторов стоит выделить книгу французских авторов: Карро Д. и Жюйар П. Международное экономическое право/. Пер. с франц. М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: