И юридически и фактически Президент Беларуси является ведущим органом власти в стране. Он не относится ни к одной из трех ветвей власти и воплощает единство государственной власти. Президент взаимодействует с органами всех ветвей.
Законодательная власть. Президент приобрел большие законодательные полномочия с принятием новой редакции Конституции:
1. Издает правовые акты, имеющие силу закона (декреты);
2. Вправе распускать Парламент, в случаях установленных Конституцией;
3. Назначает 8 членов Совета Республики;
4. Обладает серьезными полномочиями по воздействию на законодательный процесс, в том числе подписывает законы Парламента.
Однако Парламент не подчинен и не подотчетен Президенту. Их правоотношения можно охарактеризовать как взаимовлияние.
Исполнительная власть. Наиболее тесное взаимодействие Президент имеет с органами исполнительной власти. По отношению к ним он обладает кадровыми и управленческими полномочиями. Из Конституции следует, что ведущим органом исполнительной власти является Правительство. Однако фактически эта роль принадлежит Президенту. Согласно по Конституции Правительство подотчетно Президенту (подотчетность).
|
|
Судебная власть. Меньшим объемом полномочий Президент наделен в судебной сфере, поскольку суды – это независимые государственные органы. Согласно Конституции Президент назначает всех судей Беларуси, кроме 6 судей Конституционного суда, обладает правом помилования.
Контрольно-надзорная власть. Велики полномочия Президента по отношению к контрольно-надзорным органам. В частности,Генеральный прокурор подотчетен Президенту, а Комитет государственного контроля подчиняется ему.
Воздействие Президента на органы всех ветвей власти не означает, что они лишены возможности оказывать обратное влияние на главу государства.
Наибольшими полномочиями здесь располагает Парламент. В частности законы Парламента обязательны для Президента, Парламент может досрочно освободить Президента от должности по состоянию здоровья, а также сместить его с должности за тяжкое преступление. В случае смещения Президента с должности уголовное дело в отношении его рассматривается Верховным судом.
Судебные органы обладают и другими полномочиями по отношению к Президенту. Конституционный суд уполномочен признавать несоответствующими Конституции любые нормативные акты Президента. Остальные суды могут признать недействительными индивидуальные правовые акты Президента.