Экономическая мысль Вавилона, Китая, Индии

Экономические учения Древнего мира.

Пятая звезда

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей пред­приятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.

Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. – вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

Таким образом, в истории развития документированных систем качества выделены пять этапов:

1. качество продукции как соответствие стандартам;

2. качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов;

3. качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;

4. качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;

5. качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).Законы Хаммурапи давали представление о том, что делениеобщества на рабов и рабовладельцев признавалось естественным и вечным. Законы отразили заботу об укреплении и охране частной собственности.

В истории мысли древнего Китая большое место занимает конфуцианство – учение, созданное Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуций одним из первых создал учение оестественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил изтого, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» и«простолюдинов» Конфуций считал естественным. Его учение нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, использование в этих целях традиционных форми обрядов.

Другим значительным памятником истории экономических идей в Китае является трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов (IV-III вв. до н.э.). Проявляязаботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов иростовщиков. В целях укрепления экономического положения

крестьян предлагалось изменить систему налогов, повыситьцены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народаавторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранятьпричины, мешающие благополучию народа, создавать запасы

зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.

Выдающимся памятником истории экономической мыслидревней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н.э.). Трактат создавался как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышел за рамки свода советов. Это обширный экономическийтруд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени.

«Артхашастра» повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев,вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Для ариев не должно быть рабства.

Если арии истановились рабами, то такое состояние для них рассматривалоськак временное, предусматривались меры по их освобождению. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб

мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счет своего имущества.

«Артхашастра» уделяла большое внимание толкованиюэкономической роли государства. Трактат возлагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйственных дел,включая колонизацию окраин, поддержание ирригационныхсистем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядельно-ткацкого производства с привлечением

специфического контингента работников (вдовы, сироты,нищие). Подробно описывались экономическая политикацарской администрации, налоговая система, ведение царскогохозяйства, основные источники доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: