Русской Правде

Установление прав и норм хозяйственных отношений в

Экономические идеи в средние века в России.

Экономические воззрения канонистов.

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275 гг.). Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природноеявление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек отприроды имеет право на присвоение богатства.

Идею «справедливой цены» каноническая теория унаследовала от античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны, Аквинский считал «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым

затратам, а с другой, доказывал правомерность отступленияот этой цены, если она не гарантирует каждому участникуобмена приличное его рангу существование.

С теорией «справедливой цены» связаны рассужденияАквинского о прибыли и проценте. Прибыль, получаемаякупцами, не противоречит, по его мнению, христианскойдобродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд.

Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту всословной иерархии общества. Процент Аквинский трактуеткак вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

Большое значение для изучения экономической мыслиКиевской Руси имеет Русская Правда – первый свод русскихзаконов. Сохранилосьнесколько вариантов Русской Правды:«краткой» и «пространной» – первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались приЯрославе (978-1054 гг.) и его приемниках, при Владимире Мономахе (1053-1123 гг.). Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианства. Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказания за нарушение пахотной межи, практике возмещенияденежных и натуральных долгов.

Русская Правда упорядочивает систему имущественныхотношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степеньответственности представителей разных социальных групп.

Из Русской Правды мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег; о

торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары.В ней есть такса на постройку и починку мостов; изложеныпринципы распределения мостовой повинности, нормывзимания процентов с денежных ссуд, представленных взаем.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления: «княжные люди» (дружинакнязя); «люди» (свободные, обязанные платить дань князю);«колоны», за которых отвечает их господин.

2.3.2. «Правительница» Ермолая-Еразма.

Конец XV – начало XVI вв. – этап завершения процессаликвидации раздробленности страны и образования Русскогоцентрализованного государства. Наряду с наследственнойсобственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай – священник Московской дворцовойцеркви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразм.

Значительным является его произведение под названием«Благохотящим царем правительница и землемерие», или,короче, «Правительница». В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русскогоцентрализованного государства. Предложенная им реформа в области землевладения – выдача земли крестьянам и служилым людям – отражала преждевсего интересы новой, прогрессивной для того времени частиобщества, служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: