Контроль качества масла вспомогательных механизмов

16.1 Периодичность смены масла

Смена смазочных масел во всех редукторах кроме главных, гидросистемах вместимостью до 0,05м3, воздушных компрессорах и других узлах трения с малым объемом системы смазки должна производиться в сроки, регламентированные разработанными химмотологическими картами или инструкциями заводов-изготовителей машин и механизмов.

Смена масел в гидросистемах большого объема (свыше 0,05м3) системах смазки главных редукторов, паров турбины и холодильных машин производственных холодильных установок должна производиться при достижении одного из показателей предельного состояния масла.

При эксплуатации машин и механизмов (вместимостью масляной системы свыше 0,05М3) необходимо отбирать пробы масел и проводить их экспресс-анализ с помощью судовой лаборатории анализа ГС по показателям, приведенным в таблице 16.1

Отбор проб масля для экспресс-анализа следует осуществлять со следующей периодичностью:

1) Из гидросистем рулевой машины и винта регулируемого шага, из системы смазки главного редуктора – через каждые 200ч работы при сроке смены более 2000ч и перед сменой;

2) Из системы смазки холодильных машин – через 1000ч работы и перед сменой;

3) Масло из других механизмов один раз между очередными сменами масла и перед сменой, но не реже, чем через 1000ч или 6 месяцев.

В береговую лабораторию должны доставляться для анализа пробы масла из систем при приходе судна в порт по окончании рейса, перед сменой масла, при обнаружении повышенных износов или поломках, а так же в других случаях (потемнение масла, подозрение на наличие воды и т. д.).

Теплотехнической лабораторией должен производиться анализ проб масла по всем показателям, указанным в таблице 16.1

Результаты анализа следует вносить в действующую судовую документацию, и на этом основании, составляется заключение о пригодности масел к дальнейшей эксплуатации, либо о необходимости из замены.

В случае смены масла в рейсе, необходимость которой определена с помощью экспресс-анализа, дополнительно должна отбираться контрольная проба для передачи в теплотехническую лабораторию в порту прописки судна.

Пробы масла для анализа следует отбирать непосредственно из трубопроводов после средств очистки в стеклянную или унифицированную полиэтиленовую тару для отбора проб.

Перед отбором проб необходимо обтереть ветошью пробоотборочный кран слить из него вдвое большее количество масла, чем застоялось в кране и подводящей к нему трубке.

Тара для отбора проб заполняется на 0,75 объема, закупоривается полиэтиленовой пробкой.

Пробы масел должны сопровождаться информационной картой с указанием:

- наименования судна;

- марки масла;

- места отбора проб;

- времени отработки масла в механизме;

- дата отбора пробы;

- должность и фамилия лица, отобравшего пробу.

16.2 Показатели предельного состояния масел вспомогательных механизмов

Таблица 16.1 – Показатели предельного состояния масел, используемых для смазывания судовых вспомогательных механизмов.

Показатели Масла для гидросистем Масла для закрытых редукторов Масла для холодильных машин
Изменение первоначальной вязкости, %, не более ±15   ±15
Содержание механических примесей общих, %, не выше 0,2 0,3 0,2 – для поршневых и ротационных машин; 0,15 – для винтовых машин
Содержание механических примесей абразивного характера Не допускается
Содержание воды, %, не более 0,3 1,0 Отсутствие
Цвет, мерки ЦНТ, не более 4-5 – для масел ХС-40, ХМ-35; 5-6 – для масел ХФ22-24, ХФ12-16; 7 – для масел ХА-30
Кислотное число, не более для масел без присадок, мгКОН/г масла 0,5 0,5 0,1 – для всех масел при работе на аммиаке; 0,1 – для масел ХФ12-16, ХС-40, ПФГОС-4; 0,3 – для масла ХА-30 при работе на R-22; 0,2 – для масел ХМ-35, ХФ22-24 при работе на R-22.
Для масел с присадками, изменение значения кислотного числа свежего масла, % ±50 ±50
Водорастворимые кислоты и щелочи Следы Следы Следы

16.3 Судовые экспресс-лаборатории контроля качества ГСМ

На судах используются следующие типы судовых экспресс-лабораторий: судовая комплектная лаборатория для анализа масел и топлив СКЛАМТ-1; экспресс-лаборатория фирмы UNITOR.

Рассмотрим судовую лабораторию СКЛАМТ-1, устройство которой показано на рис. (стр. 375 Пимошенко) Использование лаборатории СКЛАМТ-1 позволяет определить следующие характеристики масел и топлив: плотность, вязкость, содержание воды, щелочное число, содержание механических примесей в маслах, наличие водорастворимых кислот, кислотное число, температуру вспышки. В комплект лаборатории входят следующие реактивы: керосин и дизельное топливо в качестве разбавителей при определении плотности и содержания воды в нефтепродуктах; водный раствор ОП-7 с конденсацией 0,05% – для определения срабатываемости щелочной присадки и водорастворимых кислот; водный раствор бромтимолового синего с концентрацией 0,04% – для определения щелочного числа; метилоранж с концентрацией 0,02% – для определения водорастворимых кислот; гидрид кальция по 0,7г – для определения содержания воды в маслах и топливе нитрозиновый желтый с концентрацией 1мл=0,01мг КОН/г и 1мл=0,5мгКОН/г – для определения кислотного числа.

Судовая экспресс-лаборатория качества воды.

Лаборатория СКЛАВ (рис. 367, Пимошенко) предназначена для анализа питательной, добавочной, котловой воды, конденсата, дистиллята, балластных и льяльных вод, охлаждающей воды ДВС. С помощью СКЛАВ-1 определяют следующие показатели качества воды: жесткость, щелочность, содержание ионов хлора, фосфатов, нитратов, масла и нефтепродуктов, кислорода растворенного в воде, присадок хроматных, присадок Экстрол и других в охлаждающей воде ДВС. В комплект лабораторий входят следующие реактивы:

трилон Б 0,01н – для определения общей жесткости;

аммиачный – буферный раствор (20г NH и Cl и 100мл 25% NH3 в литре водного раствора) – определение общей жесткости;

сухая смесь индикатора кислотного хромтемносинего (100г NaCl и 1г индикатора) – определение общей жесткости;

серная кислота 0,1н (1млраствора соответствует 0,1мг-экв щелочности) – определение щелочности и хлоридов;

фенолфталеин (1% спиртовой раствор) – определения щелочности; серебро азотнокислое (0,028н р-р) – определение хлоридов в котловой воде, конденсате;

хромовокислый калий (10% раствор) – определение хлоридов в котловой воде, питательной воде;

реактив для определения фосфатов (в литре водного раствора содержится 25г молибдата аммония, 1г ванадата аммония и 125мл крепкой серной кислоты) – определение фосфатов в котловой воде;

реактив для определения нитратов (в 300 мл 2н уксусной кислоты содержится 0,5г сульфониловой кислоты и 0,25г альфнафтиламина) – определение нитратов; раствор метиленового голубого (в литре водно-глицеринового раствора содержится 0,246г метилового голубого, 2,6г глюкозы) – определения кислорода растворяемого в воде;

раствор одного калия (в литре водного раствора содержится 500г КОН) – определение кислорода, растворенного в воде; лейкосоединение красителя (19мл раствора метиленового голубого и 1мл раствора едкого калия) – определение кислорода, растворенного в воде;

активированный уголь БАУ, фильтровальная бумага (размер частиц не более 0,2мм) – для осветления воды;

четыреххлористый углерод – для определения нефтепродуктов, компаратор – для определения концентрации присадки в охлаждающей воде.

Экспресс-лаборатория «Мобил Вейвис Тест КИТ»

Состав комплекта экспресс-лаборатории «Мобил Вейвис тест КИТ».

Комплект «Мобил Вейс Тест КИТ» (МТВК) содержит следующие приборы и устройства:

1. Прибор «Флоустик» – для сравнения величины вязкости работающего масла со свежим того же сорта.

2. Пробный металлический стакан с пластмассовым стаканчиком внутри и крышкой. Имеющий уплотнение и маслотитр – для определения содержания воды в масле или топливе.

3. Реагент «S» для разбавления пробы испытуемого масла с целью повышения эффективности действия реакции гидрида кальция.

4. Реагент «А» содержащий порошок гидрида кальция СаН2 в пакетах или ампулах. В присутствие воды гидрид кальция реагирует с выделением газа (водорода вследствие давления, величина которого прямо пропорциональна содержанию воды в пробе масла.

5. Пробный металлический стакан с пластмассовым стаканчиком внутри и с крышкой, имеющей уплотнение отобранного масла (индекс TBN).

6. Реагент «N» для повышения эффективности реакции нейтрализации.

7. Реагент «TBN», который вступает в реакцию со щелочью в масле, в результате которой выделяется год. Этот год как в случае содержание воды в масле, создает давление в герметичном закрытом пробном стакане, величина которого прямо пропорциональна уровню TBN в пробе исследуемого масла.

8. Реагент «S» также используется в качестве растворителя при проведении очистки приборов.

9. Шприц и мензурки для дозировки проб масла и реактивов.

10. Ножницы и очки.

Литература:

[19], [1], [16].

Вопросы для самопроверки:

1. Как классифицируются гидравлические масла по эксплуатационным свойствам?

2. Как классифицируются трансмиссионные масла по эксплуатационным свойствам?

3. Как обозначаются индустриальные масла?

4. Перечислить показатели предельного состояния масел вспомогательных механизмов?

5. Как контролируется качество горюче-смазочных материалов?

Использованная и рекомендованная литература:

1. Пимошенко А. П. Справочник судового механика по теплотехнике / А. П. Пимошенко, И. Ф. Кошелев, Г. А. Попов, В. Л. Тарасов. – Л.: Судостроение, 1987. – 480 с.

2. Козлов В. Контроль качества горюче-смазочных материалов и воды на рыбопромысловых судах / В. Козлов. – Ю-Сахалинск, 1970. – 141 с.

3. Хряпченков А. С. Судовые вспомогательные и утилизационные котлы / А. С. Хряпченков. – Л.: Судостроение, 1988 – 296 с.

4. Эйтвид Л. В. Водоподготовка промыслового флота / Л. В. Эйтвид. – К.: ВИПКРРиСПРиХ, 1986. – 38 с.

5. Сурин С. М. Основы обработки воды на морских судах / С. М. Сурин. – О.: ОГNA, 2001. – 63 с.

6. КНД 31.2.002.06-96 Нормативный документ морского транспорта Украины. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Котлы паровые и водогрейные. – О.: ЮжНИПКИМФ, 1996. – 150 с.

7. Пушкин Н. И. Судовые парогенераторы / Н. И Пушкин, Д. И. Волков. – Л.: Судостроение, 1977. – 519 с.

8. Сборник руководящих материалов по теплотехнике и Предотвращению загрязнения моря с судов. – М.: ЦПКТБ, 1978. – 312 с.

9. Ермошкин Н. Г. Судовые установки очистки нефтесодержащих вод / Н. Г. Ермошкин, В. Н. Калугин, Э. В. Карнилов, И. Н. Кулемов. – О.: Феникс, 2004. – 41 с.

10. Ермошкин Н. Г. Судовые установки очистки сточных вод / Н. Г. Ермошкин, В. Н. Калугин, Э. В. Карнилов, И. Н. Кулемов. – О.: Феникс, 2004. – 55 с.

11. Возницки И. В. Практика использования морских топлив на судах / И. В. Возницкий. – С.-Петербург, 2006. – 123 с.

12. Пахомов Ю. А. Топливо и топливные системы судовых дизелей / Ю. А. Пахомов, Ю. П. Коробков, Е. В. Дмитриевский, Васильев Т. Л. – М.: ТрансЛит, 2007 – 493 с.

13. Материалы горюче-смазочные. Справочные данные 233.14-06-95 – С.: ЦПКТБ, 1995. – 261 с.

14. Возницкий И. В. Практические рекомендации по смазке судовых дизелей / И. В. Возницкий. – С.-Петербург, Моркнига, 2007 – 129 с.

15. Конвенция МАРПОЛ 73/78. – С.-Петербург, ЗАО ЦНИИМФ, 2008. – 759 с.

16. ГОСТ 17479.0-85-ГОСТ 17479.3-85. – М.: 1986. – 15 с.

17. Масла моторные для судов ФРП. Номенклатура. Порядок. Назначение и применение. РД 15.127-90. – К.: 1992. – 59 с.

18. Масла и смазки для вспомогательных механизмов судов. Ф. Р. П. Порядок. Назначение и применение РД 15.116-8а – К.: 1990 – 63 с.

19. Голиков А. П. Технология использования смазочных материалов судовых энергетических установках / А. П. Голиков, И. В. Логишев, Е. С. Хоячев. – О.: ОНМА, 2006. – 137 с.

20. Логишев И. В. Технология использования топлив на судовых энергетических установках / И. В. Логишев, А. П. Голиков, А. А. Завьялов. – О.: ОНМА¸ 2005. – 115 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: